Анкарс иглой - техника: описание работы и полезные советы рукодельницам, начинающим работать в анкарс. Екатерина степная - руководитель творческой мастерской анкарс.

(Россия / Москва - август 2004г.) - www.rina-ankars.narod.ru

Рада вам представить руководителя творческой мастерской Анкарс, создательницу великолепной авторской техники Анкарс, невероятно творческого мастера, потрясающе энергичного и очень жизнерадостного человека - Екатерину Юрьевну Степную.

Екатерина Юрьевна, какая у Вас профессия?

Если говорить о первой, «девичьей специальности», - инженер-системотехник, закончила Московский Энергетический институт, факультет Автоматики и Вычислительной техники. Первая специальность до сих пор очень помогает мне в работе. Все, что связано в ней с компьютером, - верстка материалов для моих курсов и публикаций, документация по нашим выставкам, работа над сайтом, - я делаю сама, и профессиональная подготовка позволяет мне работать достаточно оперативно. Сейчас моя должность называется - руководитель художественной мастерской «АНКАРС». Вот уже 13 лет я преподаю, и поэтому, наверно, преподаватель. Разрабатываю модели украшений и аксессуаров. Используя мой дизайн, мои ученицы потом создают свои работы. Так что я, видимо, дизайнер. Организую и провожу выставки – менеджер.

Эта фотография, сделанная на международной выставке "Золотые руки мастеров" (Москва - 19-29 декабря 2003 г.), в которой принимала участие студия "Анкарс", великолепно представляет читателям незаурядный талант Екатерины Юрьевны Степной и её учеников. Я выражаю благодарность Рине за её преподавательский труд, так как тоже являюсь одной из её многочисленных учениц. Продолжайте читать интервью с мастером, где вы узнаете много интересного из жизни Рины и её студии.


Екатерина Юрьевна, что Вы считаете своим призванием?

Мне трудно обозначить это одним словом. Всем тем, что я перечислила, я занимаюсь с большим удовольствием и, в общем, достаточно плодотворно. Видимо, все это и есть мое призвание.

Расскажите, как Вы заболели фриволите?

Мне кажется, что в этом смысле я до сих пор здорова. Я занялась фриволите случайно, хотя моя история была достаточно типична. Математическая школа, технический вуз, перестройка, переезд в « спальный » район Москвы, 1991 год, рождение второго ребенка, отсутствие возможности найти работу по специальности. В такой ситуации тогда оказались очень многие женщины. В то время в Москве появилось много разнообразных курсов, в том числе таких, где изучали фриволите. Моя мама тогда как раз вышла на пенсию. Она всю жизнь проработала инженером в «почтовом ящике», и, обретя свободу, на радостях устроилась работать на две работы и учиться на курсы макраме, курсы ручной вышивки и курсы фриволите. Я сидела дома с грудным ребенком (младшим), старшему сыну было уже три года, так что делать мне было особенно нечего, и я взялась помогать маме, делая за нее домашние задания, которые ей задавали на курсах. Именно таким образом я освоила технику фриволите.

Надо сказать, что тогда я не видела практического применения для работ в этой технике. Это было именно классическое фриволите, т.е. кружево. Воротников я не носила, салфетки меня не вдохновляли, выполнение изделий казалось слишком долгим и трудоемким. К тому же я умела вязать на спицах и крючком (в моем поколении это умели практически все, вопрос стоял так: хочешь одеваться красиво - учись вязать), могла придумать я связать любую вещь, при необходимости - и воротник, и салфетку, мне казалось, что это намного проще и быстрее. Но на курсах, где училась мама, обещали фантастические доходы от реализации готовых изделий, это и послужило стимулом. Эти обещания тогда так и не воплотились в жизнь. Но техника фриволите была освоена, оказалось, что есть много людей, которым это интересно и которые хотят учиться. Закончив курсы, мама начала преподавать фриволите. Учитывая все, сказанное выше, она была довольно занята, поэтому я часто проводила занятия вместо нее, и таким образом пришла к преподаванию.

Когда ваше увлечение переросло в профессию?

В 92-м году, когда дочке исполнился год, я начала подыскивать себе работу. В активе у меня было двое детей дошкольного возраста, отсутствие бабушек, которым можно было бы их поручить, и отсутствие возможности устроить их в детский сад. Район, в котором мы жили - это район многодетных семей (когда сын пошел в школу, первых классов было 10 - от «а» до «к»). Я быстро выяснила, что очередь в детский сад нужно было занимать еще до рождения ребенка, и тогда к моменту поступления в первый класс она бы как раз подошла. Был и другой вариант - оказать материальную помощь детскому саду в размере, превышавшем тогдашний годовой бюджет моей семьи. Вот тут и пригодилось фриволите, я начала работать преподавателем, такая работа позволяла мне одновременно заниматься детьми и домом.

Сколько лет вы уже занимаетесь Анкарсом?

Слово « АНКАРС » появилось в 1996-м году. Дело в том, что мы довольно быстро развивались. Ограничиться классическим фриволите оказалось просто невозможно. Практически сразу мы начали вносить какие-то свои дополнения в классические схемы, потом появились авторские схемы. Стало интересно попробовать работать с нетрадиционными для фриволите материалами (те самые «тонкие скользящие нити»), и вскоре мы полностью перешли на них, разработав соответствующую технику плетения. На базе классического многослойного цветка А.Розанова разработала ряд объемных многослойных элементов, которые потом использовала во многих своих авторских работах. Принцип выполнения этих элементов показался мне нерациональным (слои выполняются с отрывом нити, приходится заправлять концы нитей, остающиеся от каждого слоя, необходима послойная обработка до сборки элемента - возникает вопрос, как же быть, когда возникнет необходимость постирать работу - неужели разбирать обратно на составляющие слои?), поэтому в своих объемных элементах я использую другой подход - они выполнены без отрыва нити. Были разработаны различные способы декорировки основы. Творчество увлекает. Это особый язык, освоив который, хочется на нем говорить, потому что, он позволяет выразить, облечь в материальную форму то, что нельзя выразить иначе. К тому же этот процесс увлекал меня с детства. На протяжении всех своих школьных лет я рисовала орнаменты, у меня до сих пор хранятся несколько толстых тетрадей с ними. Для меня это был один из способов познания мира и общения с ним, поэтому, вдруг занявшись декоративно-прикладным искусством, я оказалась в своей стихии.

Вскоре наши работы уже значительно отличались от традиционного фриволите. Нас постоянно спрашивали на выставках, как называется техника, в которой мы работаем. Причем спрашивали люди, хорошо владеющие классическим фриволите. Стало понятно, что нашему детищу пора дать имя. И мы назвали его « АНКАРС ». Это аббревиатура из имен и фамилий А.Розановой, Е.Степной и А.Сафоновой. Анжелла Сафонова закончила учебный курс тогда еще фриволите у А.Розановой, ее первые авторские работы появились еще в то время, когда техника АНКАРС не была так названа, и описание некоторых из этих работ включено в учебный курс АНКАРСа, поэтому в аббревиатуре есть ее буквы тоже.

Таким образом, слово «АНКАРС» появилось в 1996-м году, но сама техника сформировалась раньше, первые работы в этой технике - это приблизительно 94-й год. А я работаю в этой технике с самого начала.

Екатерина Юрьевна, кому первому пришла мысль создать новую технику декорирования кружева фриволите?

Дело в том, что в АНКАРСе используются разные техники декора. Декор по принципу вышивки бисером первой стала применять А.Розанова. Декор, при котором нет работы с иглой, все элементы, бусины и т.д. вплетаются - я (см. колье « Изумруд » и т.д.). Если говорить об авторских декоративных элементах, то они свои у каждого мастера.

Но все это новые техники декора, поскольку раньше существовало только фриволите с бисером в классическом варианте. Здесь мне тоже пришлось внести значительные дополнения, касающиеся расчета порядка нанизывания бисера для сложных схем, предполагающих перемену челноков (в классическом фриволите утвеждалось, что такие схемы нельзя использовать при плетении с бисером по способу «бисер на нити»). Техника АНКАРС - это не просто декорированное кружево фриволите, как иногда думают. Это, во-первых, использование соответствующих материалов (тонкие скользящие нити, блестящие, поскольку стилистически основа имитирует скань). Во-вторых, наличие авторской схемы, авторских элементов мастера. В - третьих - да, декорировка. В 1996-м году, давая АНКАРСу определение «техника оттеночной декорировки основы, выполненной челноками», мы стремились сделать это определение максимально лаконичным, подразумевая, что все подробности обозначены словами «оттеночная декорировка». Но за минувшие 8 лет подробностей стало слишком много. Сегодня работы мастеров отличаются, пожалуй, сильнее, чем первоначальный АНКАРС от фриволите, причем именно в плане используемой техники. Сравните, например, мои работы и работы Натальи Черкасовой (казалось бы, ученица). Другие элементы, другие приемы. Плюс, конечно, индивидуальный почерк мастера, но к технике это уже не относится. Первоначальное определение стало тесным, мы выросли из него.


Сейчас мы говорим, подразумевая именно технику, что в АНКАРСе есть две школы (школа Розановой и школа Степной), авторские направления ведущих мастеров внутри них. И стили применительно к назначению работ (стиль «Салон», например, или стиль «Подиум»).

Сколько лет вашей творческой мастерской?

Мастерская сформировалась к 1993-ему году, как коллектив творческих людей, объединенных общим делом, общими интересами. В 1996-м это было оформлено официально, состоялась презентация нашей художественной мастерской (тогда мы назвали себя « Кружевница », и тогда же было официально произнесено слово «АНКАРС» как название нашей техники). В 1997-м мы получили дипломы павильона « Культура » ВВЦ за разработку техники АНКАРС. В 1998-м, на выставке в Доме Зинаиды Волконской, впервые позиционировались как - художественная мастерская «АНКАРС».

Мастерская, которую вы возглавляете, существует уже более 10 лет. Сколько же своих авторских работ вы создали за это время?

Мне трудно ответить. Если говорить об АНКАРСе, я перестала считать после 250-й. Вся эта информация у меня есть, но нужно считать, составлять списки, и на это жалко времени. И потом - есть работы, на которые ушли месяцы, есть совсем небольшие, но которые я сама считаю удачными и которыми действительно горжусь. Мне кажется, это все трудно измерить количественно.

Все ваши украшения поражают воображение тонкостью и изяществом. Сколько времени уходит на создание одной такой работы?

Очень по-разному. Бывает, что большая и трудоемкая вроде бы работа делается на одном дыхании, быстро; бывает, что на маленькую работу уходит очень много времени. Что-то не получается, не нравится, приходится переделывать много раз.

Ваши работы экспонировались на многих выставках. Вы помните их примерное число?

Нет. Список наиболее крупных наших выставок, начиная с 1997-го года, есть на моем сайте. Мне проще ответить «много».

Сколько у вас учеников? Из каких стран к вам приезжали учиться?

Сейчас уже трудно сказать, сколько. Имена тех, кто закончил курсы, кого я могу назвать мастером, кто продолжает работать с нашей художественной мастерской, есть на моем сайте в разделе «наши мастера». Это не полный список, в нем нет тех, кому я в свое время преподавала классическое фриволите, тех, кто учился позже, но по разным причинам выпал из поля зрения. Тех, кто приезжал ненадолго и брал несколько уроков. Тех, кто учился по моей книжечке.

Что касается географии - Россия (от Москвы до самых до окраин), страны бывшего Союза, некоторые зарубежные страны.

Запомнились ли вам какие-нибудь интересные случаи?

Таких случаев много, после каждой выставки я думаю о том, что пора открывать на сайте раздел «Анекдоты с выставок». Когда некоторые наши посетители начинают обстоятельно рассказывать мне, что такое техника АНКАРС, бывает, что я с трудом подавляю желание начать стенографировать. Но, пожалуй, наиболее яркое впечатление произвел случай, когда одна из наших мастериц вступала в союз художников, и член приемной комиссии, большой специалист по декоративно-прикладному искусству, «прекрасно знающий» технику фриволите, строго порекомендовал ей впредь делать пико квадратными (по его мнению, тогда ее работы станут выглядеть более современно). Лучезарно улыбнувшись, она ответила, - «Хорошо».

Что вы считаете своим самым большим достижением?

Пожалуй, то, что меня устраивает моя жизнь. Я могу сказать себе, что с теми картами, которые сдала судьба, я сыграла свою партию не так уж плохо

Как у вас рождаются новые идеи?

Хочется ответить «как звёзды и как розы». На самом деле по-разному, как у любого мастера. Что-то действительно приходит вдруг, само собой. Я часто иду от цвета, просто вижу какое-то сочетание цветов и хочется это мгновение остановить, показать всем, насколько это красиво. Иногда - от образа, какой-то образ, ассоциация находит свое воплощение. Много практических идей появляется во время работы с клиентами: заказывают что-то такое, чего раньше делать не приходилось, в процессе решения таких задач как раз возникает много идей. Так, например, я начала делать перстни. С первым мучилась очень долго, а потом появилось столько идей, что вот уже несколько лет не могу остановиться. Вообще любая новая работа приносит новые идеи, - то какой-то второстепенный элемент орнамента оказывается достойным того, чтобы выстроить на его основе следующую работу, или приходит мысль о новом сочетании оттенков, - думаю, что это знакомо любому мастеру.

У вас большая семья? Есть ли дома животные?

Моя семья – это муж и двое детей. А ещё собака - черный колли, его зовут Сэнди (те, кто помнит коллекцию «Сэнди», догадается, где я увидела сочетание черного, золотого и жемчужного цвета). И кошка с компьютерным именем Ася. И ещё аквариумы, давнее увлечение.

Рина, у вас есть мечта?

Конечно. Мир во всем мире.

Приходите в гости на сайт руководителя творческой мастерской Анкарс - Екатерины Степной:"www.rina-ankars.narod.ru"

Интервью вела Ирина Астратенко. - август 2004г.

Техника анкарса иглой появилась на основе фриволите (челночное кружево), плетение кружева с помощью иглы основывается также (как и при помощи челнока) на вязании двойного узла. Отличается же эта техника тем, что работа происходит тонкими и синтетическими нитями и расшивается бусинами, бисером, жемчугом и другими украшениями. При помощи анкарс делают броши, перстни, колье, серьги, заколки, кулоны. Автор этой техники Екатерина Степная, у нее есть книги с обучением технике анкарс и записаны видео, с помощью которых можно понять, как работать в этой технике.

Материалы, используемые при работе

  1. Нити для анкарса берутся тонкие и блестящие, такие как капрон, лавсан, полиэстер, люрекс (его желательно использовать только тот, который похож на нить), для начинающих, учится вязать узлы лучше на нитках большей толщины типа ириса.
  2. Бисер может использоваться любой, только нужно выбирать, чтобы он был стойкой окраски (не линял), тогда работа со временем не потеряет своего первоначального вида. Бисер помогает сделать изделие по-настоящему красивым. Также при плетении используют различные бусины и фурнитуру.
  3. Перед работой бисер желательно проверить на стойкость окраски, для этого следует несколько бисеринок нанизать на проволочку и положить их на 8 часов в концентрированный раствор стирального порошка с отбеливателем. Если с ним ничего не произошло, то можно его использовать, если же цвет поблек, поплыл или пропал совсем, он не подходит. Если есть даже малое подозрение, что бисер полиняет его лучше заменить, чтобы не испортить работу.

Инструменты

  1. Челнок для анкарс. Должен быть самой простейшей конструкции, неважно разъемный или нет. Лучше приобретать сразу несколько челноков одинаковой конструкции, потому что, если вы будете этим заниматься, со временем появится привычка к определенной форме челнока.
  2. Также используется длинная иголка для текстиля, если плести мы будем с ее помощью.
  3. Вязальный крючок, для соединения элементов с размерами от 0,5 до 1.
  4. Ножницы обязательно острые и удобные для работы.
  5. Плоскогубцы, можно любые, но удобнее маленькие.
  6. Иглы для бисера. При их помощи работы расшивают, пришивают фурнитуру и прячут кончики нитей.
  7. Шаблон для пико, делается самостоятельно. Это ровная полоска из тонкого пластика, ее ширина должна соответствовать нитям, с которыми мы работаем ее можно сделать из любой тары или из не нужной пластиковой карты.
  8. Проволока для бисера. Она должна быть настолько тонкой, чтобы при сложении вдвое проходила в отверстие бисерины.

Начинающая рукодельница должна помнить следующие моменты

  1. При наматывании нитки на разъемный челнок ее нельзя зажимать между половинками. Намотку производим на собранный челнок. При этом крутим челнок, а не нитку (чтобы она при работе меньше перекручивалась). При наматывании носик челнока приоткрываем, чтобы не испортить нить.
  2. Выполнять работу можно по-разному, бисер на изделие можно нашить или вплести в его основу.
  3. Перед сборкой каждый готовый мотив нужно отпарить и отформовать, после сборки это сделать нельзя.
  4. При плетении украшений, которые будут соприкасаться с кожей, нужно выбирать мягкую нить, чтобы готовое изделие не царапало кожу и комфортно носилось.
  5. Начинаем обучение с нитей ирис, но сразу после того как узел стал получаться переходим к анкарсовым ниткам. Если долго работать с ирисом, переходить к анкарс будет сложнее.
  6. Большинство изделий выполняются на 2 челноках, хотя есть и такие при изготовлении которых применяется больше двух челноков.
  7. Все элементы кружева должны быть каркасными, достигается такой эффект с помощью сильного натяжения нити основы.
  8. При анкарсе узлы сильно затягивать не нужно, правильным будет, если узел легко передвигается по нити основы. При этом следует следить, чтобы узелки были ровными.
  9. Чтобы достичь объема за счет схемы, элементы нужно выполнять без отрыва нити. Еще многослойности можно добиться, выполняя каждый мотив отдельно с отрывом нити и сшивая их, потом сложив друг на друга.

Учимся завязывать двойной узел

Основной узел техники - двойной и все проекты строятся на его основе. Ниже на фото представлен мастер класс, на котором видно как завязывать этот узел. Перед началом работы следите, чтобы нить находилась позади иглы.


Колье с квадратными мотивами в технике анкарс

Колье сначала плетется нитками, а потом расшивается бусинами.

Вначале нужно сплести цепочки из комбинированных колец 6:6 - 2 штуки. Длина каждой будет 12 - 15 см.

Потом отдельно плетутся квадратные мотивы по такой схеме: К1 - 3, П, (×), 8, П, 3; К2 - 3, (×) 8, П, 8, П, 3; К3 - 3, П, (×), 8, П, 3; Д - 8 узлов.

Обозначения: К - кольцо, Д - дуга, цифра - нужное количество двойных узлов, П - пико, (×) - место соединения. Также по этой схеме можно сделать симпатичные серьги.

Готовые цепочки и мотивы украсить бусинами и собрать изделие. В самом конце работы прикрепить застежку.

Ниже на фото показаны готовые изделия колье, серьги, броши и схемы к ним.

Видео уроки по плетению в технике анкарс

Прежде чем начать создавать первые изделия, нужно научиться основным элементам фриволите, схемы для начинающих иглой мы затрагивать не будем, сделав акцент на более популярной технике - челночной.

Узел

Узел - самый основной элемент фриволите. С его помощью плетется кольцо и дуга. Плетется узел так:

  1. Нить закрепляем между большим и указательным пальцами и оборачиваем ею все оставшиеся, держа их при этом немного расставленными. Снова закрепляем нить теми же пальцами - получаем кольцо. Берем челнок правой рукой, держа так, чтобы нить была у безымянного пальца или мизинца, которые будут контролировать натяжение.
  2. Челнок проводим в кольцо снизу вверх между указательным и средним пальцам.
  3. Полученный первый полуузел крепко держим большим и указательным, затягивающая нить должна плотно прилегать к ним.
  4. Вторая половина узла будет зеркальной, челнок уже вести будем сверху вниз.
  5. Нить ослабляем, чтобы полуузел был близко к предыдущему.
  6. Как только будет сделано необходимое количество узлов, тянем нить из челнока, чтобы закрыть кольцо.

Пико


Перед затягиванием второй половины узла ослабьте часть нитки. Затем делаем вторую половину узла и образуется небольшая петелька.

Кольцо

Кольцо - основной элемент фриволите, из него состоят абсолютно все изделия: и салфетки, и кулоны, и шапочки и т. д. Состоит кольцо из определенного количества узлов и пико. Делается оно затягиванием нитки челнока в правой руке: нить будет затягиваться, а узелки сближаться, тем самым закрывая кольцо.

Если вы продолжите работу, кольцо будет постепенно немного сжиматься. Если все узлы будут сделаны правильно, то челнок будет свободно проходить в круг, внутри которого можно продолжать работать.

Дуга

Тут уже потребуется использовать 2 нити: одну ведущую, а вторую свободную. Она может быть на втором челноке или же намотана на клубок. Вторую нить держим между указательным и большим пальцами левой руки, проводим над остальными пальцами и обматываем несколько раз вокруг мизинца. Этим мы закрепим ее, чтобы держать натянутой. Этот элемент также повсеместно используется в плетении. Например, такие воротники не обошлись без него:


Соединение дуг и колец


Если вам требуется соединить детали плетения, вам потребуется вязальный крючок (конечно же, если он не входит в конструкцию челнока). Крючком входим в пико, захватываем крючком и поднимаем нить, которая образует кольцо. Челнок ведущей нити ведем в петлю снизу вверх. Правой рукой затягиваем узел и продолжаем работу.

Другие элементы: украшение бисером и бусинами

Вязаное кружево можно украсить различными бусинами, бисером, стеклярусом. В этом случае кружево несет название анкарс. Схемы фриволите в плетении могут быть разными, но основных 2: это либо нанизывание бисера на нить заранее, до того, как рабочая нить и челночная будут объединены. Или же можно сделать бусину декоративным элементом по типу пико. Для этого нужно нанизать бусину на самый маленький крючок, захватываем им пико и передвигаем бусину на него. Теперь в выглядывающую из бусины петельку крючком протаскиваем рабочую нить, а в получившуюся петлю из рабочей нити проводим челнок и затягиваем.

Серьги: мастер-класс с пошаговыми фото

Используйте полученные знания, чтобы сплести свое первое изделие. Это будут очень изящные серьги, которые могут стать прекрасным подарком как себе любимой, так и близкому человеку.


Материалы:


  • нити: люрекс и лавсан;
  • пустая катушка;
  • крючок 0,6 мм;
  • челнок;
  • ножницы;
  • игла;
  • квадратные бусины 6 мм;
  • бисер № 6, 11, 15;
  • круглогубцы;
  • фурнитурные швензы в форме гвоздиков.

1. Лавсан наматываем на пустую катушку.


2. Нитки с трех катушек сматываем на челнок.


3. Плетем основу фриволите, схемы серьги такие:

4. В начале работы оставляем хвосты не меньше 15 см.


5. Плетем 4 кольца серьги. Основа готова.




6. Основу расшиваем по этой схеме:

7. Заправляем нить в иглу, крепим ее с изнанки мелкими стежками. Оставшиеся концы тоже пришиваем с изнанки четвертого кольца, обматывая 3 хвоста.


8. Синей полосой обозначены закрепленные концы нитей. Аккуратно отрезаем лишнее.


9. Иглу приводим на лицо изделия.

10. Набираем 1 крупную бисерину, потом бусину, затем снова 1 бисерину. Вшиваем между точками. Возвращаемся к основанию кольца.

11. Прошиваем по изнанке и выводим иглу сбоку на лицо.

12. Бисерину 6 пришиваем между синими точками. Выводим иглу на лицо в отверстие между бисером и кружевом.



13. Набираем 3 самых мелких бисерины и делаем петлю, возвращаясь в исходную точку. Иглу снова приводим на лицо.


14. Набираем еще 4 бисеринки и вшиваем вот сюда:



15. Снова игла должна быть с лицевой стороны. Набираем бисер №11, вшиваем:


16. Концы нити заправляем, пришив вокруг 1 кольца. Отрезаем хвосты.


17. Вшиваем швензы между 1 и 4 кольцами.


18. Вторую серьгу делаем в зеркальном отражении.


19. Серьги готовы.


Видео-уроки для начинающих мастериц

Итак, время для нашей видео-подборки.