Театры графов шереметевых - крепостной театр. Крепостной театр графа шереметева

Однако одним из самых богатых (если не самым богатым) крепостных театров был театр графов Шереметевых Демина Г.В. Село Кусково, где боярин жил большой // Отечество: Краеведческий альманах, М.: Отечество, 1994. С. 74--99.. Сын фельдмаршала от второго брака граф Пётр Борисович (1713--1788), человек весьма состоятельный, в 1743 году женился на единственной дочери канцлера Алексея Михайловича Черкасского Варваре, принесшей ему в приданое огромное состояние, и с тех пор Шереметевы стали одной из самых богатых семей в России. Граф П.Б. Шереметев служил при дворе Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III, Екатерины II, стал генерал-аншефом, обер-камергером и сенатором. Однако в историю он вошёл заслугами перед русской культурой. Одним из первых в России он создал свой театр, все артисты и музыканты которого были набраны из крепостных и обучены в театральной спецшколе, в которой преподавали известные русские и зарубежные учителя. Театр Шереметева начал свою деятельность в Петербурге в 1765 году как дворянский любительский и окончательно оформился к концу 1770-х гг. в Москве (на Большой Никольской улице). Из сотен тысяч своих крепостных Шереметевы тщательно отбирали и обучали разнообразных мастеров, принимавших участие в создании театра (архитекторы Ф.С. Аргунов, А. Миронов, Г. Диушин; художники И.П. и Н.И. Аргуновы, К. Вунтусов, Г. Мухин, С. Калинин; машинист Ф. Пряхин; музыканты П. Калмыков, С. Дегтярев, Г. Ломакин и др.). Они работали под руководством и рядом с прославленными европейскими и русскими мастерами. К концу XVIII века при Н.П. Шереметеве его театр уже не уступал придворному. В его репертуар входили оперы К.В. Глюка, А.М. Гретри, Е.И. Фомина, М.А. Матинского и др. В труппе состояло более 200 человек. В историю русского искусства вошли имена работавших в этом театре композиторов и музыкантов -- С.А. Дегтярёва, Г.Я. Ломакина, инструментального мастера («русского Страдивари») И.А. Батова, актрис -- Т.В. Шлыковой-Гранатовой, П.И. Жемчуговой. Театральные представления занимали такое место, что о них, например, сообщалось в «Санкт-Петербургских ведомостях» за февраль 1765 года: «1-го числа сего месяца её величество удостоило графа Петра Борисовича Шереметева высочайшим своим присутствием в его доме, где приглашены были его сиятельством дамы и кавалеры первых классов, и чужестранные министры. По прибытии её величества в дом его сиятельства представлена была из знатных персон на нарочно сделанном театре французская комедия «Женившийся философ или Стыдливый муж», сочинённая стихами Нерико Детуш, при которой выбраны были: директором -- граф Иван Григорьевич Чернышев, указательницею мест -- графиня Анна Александровна Истленьева, собирателем билетов -- граф Захар Григорьевич Чернышев, директор оркестра -- князь Трубецкой». Роли исполняли князь Хованский, Щербатов и Белосельский, графини Дарья и Наталья Чернышевы, графы Строганов и Солмс. «По окончании оной комедии была представлена другая, малая «Нравы веков» в одном действии, сделанная прозою».

В любимой резиденции Шереметева Кусково было три здания театра -- обладавший удивительной акустикой Зелёный, помещавшийся в «Турецком киоске» в конце сада Малый театр, а на широком лугу выстроили «наподобие храма» -- Большой театр, где и шли знаменитые спектакли Шереметева. Началом строительства театров в Кусково считается 1742 год Старо-Преображенский дворец // Восточный округ Москвы. М., 1999. С. 57--59.. В Большом театре три яруса лож и особенно авансцена были роскошно отделаны. Спектакли у Шереметева бывали по четвергам и воскресеньям. Причём вход был бесплатный. Большой театр стоял в той же роще, где и летний дом графа Петра Борисовича, где он постоянно жил в не-приёмные дни и где принимал своих друзей. Дом этот назывался «домом уединения». Граф обладал истинно русским гостеприимством и радушием. К нему собирались все знаменитости того времени: литераторы, поэты, артисты, художники, министры и посланники.

Сама Екатерина II часто бывала в Кусково у графа. В предпоследний приезд в 1775 году её сопровождал император Священно-римской империи Йозеф и многие князья и принцы. Для этого приезда в Кусково были устроены триумфальные ворота. Через большой сад хозяин провёл гостей в английских сад и лабиринт, «где при вечернем солнце показывал свои прихотливые сооружения и редкости, а после повёл царицу в театр, где давали оперу Самнитские браки», и в заключении балет. Екатерине очень понравился спектакль: она допустила всех артистов к руке, а после раздала всем подарки».

Своего расцвета театр Шереметева достиг в конце XVIII -- начале XIX века при следующем владельце и главном наследнике фамильного состояния Николае Петровиче Шереметеве. Внук первого русского графа, сподвижника Петра I Бориса Петровича Шереметева талантливый музыкант и самозабвенный любитель театрального искусства граф Николай Петрович Шереметев (1751--1809) после смерти отца унаследовал громадные владения: Кусково с крепостным театром и Останкино.

Немалую роль в развитии театра сыграл крепостной библиотекарь Василий Григорьевич Вороблевский. Он познал азы театрального искусства еще в юности, учась в Славяно-греко-латинской академии. На нём лежал присмотр за обучением вновь набранных актёров, а также пополнение репертуара переводными пьесами. Николай Петрович и сам часто участвовал в музыкальных спектаклях. Посетителей театра удивляло и другое -- непривычно уважительное отношение владельца к крепостным актерам. Имена их в первых домашних спектаклях были напечатаны с отчествами, а в дальнейшем граф ввёл ещё одно новшество: он дал артистам красивые псевдонимы по названию драгоценных камней. Балерина Татьяна Васильевна Шлыкова стала именоваться на сцене Гранатовой, её подруга Мавра -- Бирюзовой, Прасковья Ивановна Ковалёва -- Жемчуговой.

Театр Шереметева по масштабам, богатству и серьёзности постановки дела и художественному уровню стоял гораздо выше других крепостных театров. По свидетельству современников, он считался «старшим и лучшим из русских частных театров, не уступавшим Петербургским придворным и далеко превосходившим устройство тогдашнего Московского, содержавшегося Медоксом».

Крепостную труппу для Кусковского театра готовили знаменитые драматические актёры и педагоги -- И.А. Дмитриевский, Я.Е. Шушерин, (1753--1813), С.Н. Сандунов (1756--1820), танцевальному искусству в разное время обучали приглашённые из московского балета известные балетмейстеры Д.Н.Соломон и А.П. Глушковский.

Известность Николай Петрович заслужил и благодаря небывалому для того времени поступку -- женитьбе на своей крепостной актрисе П. Ковалёвой. Она родилась в 1768 года в семье кузнеца Ивана Степановича Ковалёва Кусковской вотчины. Парашу взяли в господский дом, когда ей было 7 лет, заметив её необыкновенные вокальные способности и приятную внешность. Как и других будущих актрис крепостного театра в Кускове её обучали лучшие актеры, танцовщики и музыканты. Получившая хорошее образование разносторонне одарённая девушка принесла театру в Кусково небывалую славу. Поистине грандиозным был её успех в героической опере французского композитора Гретри «Самнитские браки». По отзывам современников, она была необыкновенно способной актрисой, добрым, приветливым и отзывчивым человеком. В 1798 году Прасковья Ивановна получила вольную. В 1800 году граф запечатал театр в Кусково и уехал в Останкино, а в 1801 году под фамилией Ковалевская (чтобы скрыть её низкое происхождение) Прасковья выходит замуж за 50-летнего графа Н.П. Шереметева. Вскоре после свадьбы супруги уехали в Петербург. В начале 1803 году Прасковья Ивановна родила графу сына Дмитрия и через несколько дней, 3 февраля умерла Суходолов Н.П. Граф Н.П.Шереметев и Прасковья Жемчугова // Отечество: Краеведческий альманах. М., Отечество, 1994. С. 99--108..

Кусковский театр оставался лучшим среди множества домашних театров на протяжении почти четверти века, а в целом во владении Шереметевых Кусково оставалось более 300 лет, вплоть до Октябрьской революции. Последним владельцем Кускова был граф Сергей Дмитриевич Шереметев (1844--1918) -- председатель Археографической комиссии, известный летописец русских усадеб. Кроме Кусково Н.П. Шереметев в начале 1790-х гг. отстроил великолепный театр-дворец в селе Останкино. Не случайно из 8 крепостных театров Шереметевых сохранился лишь Останкинский в Москве, ныне государственный Музей творчества крепостных.

Крепостная актриса, жена графа Шереметьева. Прасковья Ивановна Ковалева (Жемчугова) родилась в деревне Березники Юхотской волости Ярославской губернии 31 июля 1768 года. В семье она была старшей. Отец - крепостной кузнец Шереметьевых - Иван Степанович Ковалев .

В восемь лет в судьбе крепостной девочки произошел крутой поворот - её взяли на воспитание в подмосковное имение Кусково, под наблюдение одной из графских приживалок, княгини Марфы Михайловны Долгорукой. В господский дом Прасковью взяли за отличные вокальные данные, с тем чтобы подготовить ее для поступления на сцену музыкального театра графа Шереметьева. Под руководством первокласных наставников крестьянская девочка быстро освоила музыкальную грамоту, игру на клавесине и арфе, пение, выучила французский и итальянский языки. Обладающая большими музыкальными способностями и хорошим голосом, она с успехом начала выступать на театральной сцене под именем Правсковьи Жемчуговой.

Сначала были небольшие выходные роли. Но вскоре Параша стала превращаться в настоящую актрису. Ей еще не исполнилось одинадцати, когда она с блеском выступила в опере Гретри "Опыт дружбы", а в 13 лет эта хрупкая девочка сыграла с необычной убедительностью, силой и глубиной партию Луизы из драмы Седена "Беглый солдат" на музыку Монсиньи.

Тогда-то, очевидно, эта артистка-подросток и привлекла внимание сына графа, Николая Петровича. Любовь к музыке и совместные занятия сблизили их. Прасковья исполняла главные роли - как всегда талантливо и виртуозно. Граф не мог не разглядеть в пробуждающемся даровании будущую славу своего театра.

30 апреля 1797 года Н.П. Шереметьев принимал у себя только что коронованного на престол Павла I. Театр в этот день ставил "Браки самнитян" - оперу, в которой дарование Прасковьи Жемчуговой раскрылось с особым блеском. Тогда ей было 17 лет.

Графу Шереметьеву государем было пожаловано звание обергофмаршала императорского двора. Эта награда требовала отъзда в Петербург. Николай Петрович решает забрать туда лучшую часть труппы, в том числе и Прасковью Ивановну. Сырой климат Петербурга сразу сказался на состоянии здоровья Жемчуговой. У нее обострился наследственный туберкулез, пропал голос. Но от этого граф не перестал любить её. 6 ноября 1801 года состоялось венчание Прасковьи Ивановны и Николая Петровича. Оно проходило в приходской церкви Симеона Столпника, построенной еще в 1679 году. Этот храм сохранился до наших дней. Николай Аргунов, крепостной художник Шеремеьтевых, запечатлел облик Прасковьи Ивановны в тот памятный в ее жизни день: красная шаль, белая подвенечная фата, на шее драгоценный медальон. Отметили венчание лишь в самом узком кругу друзей. Для московской и петербурской знати женитьба графа Н.П. Шереметьева осталась в тайне. О браке было объявлено только в 1803 году, после рождения сына Дмитрия. Несмотря на одобрение брака императорами Павлом и Александром I, высший свет и родственники были шокированы. Графиня Шереметьева умерла, так и не узнав о реакции света на это известие. Возможно, что и к лучшему, так как петербургские дамы никогда не приняли бы в своих салонах бывшую крепостную, без роду и племени.

Надо заметить, что взгляды графа и отношение к крепостным расходились с воззрениями многих. Едва вступив в права наследника, Николай Петрович отдал распоряжение, чтобы каждый из крестьян имел к нему доступ и подавал бы свои прошения самолично.

Графиня-крестьянка, зная о тяжелой жизни нищих, сирот и больных, постоянно им помогала, а муж по ее завещанию построил в Москве странноприимный дом с больницей (ныне больница им. Склифосовского) и положил капитал на выдачу приданого бедным невестам, что, несомненно, свидетельствовало о нежной привязанности графа к своей избраннице.

23 февраля 1803 года талантливейшей русской певицы и актрисы не стало. Она умерла от чахотки, оставив трехнедельного младенца, когда было ей всего 35 лет.

Граф Николай Петрович Шереметьев скончался в 1809 году и был похоронен в Александро-Невской лавре, в шереметьевской усыпальнице, рядом с Прасковьей Ивановной, своей любимой крепостной актрисой и женой.

Татьяна САПОЖНИКОВА,
учитель школы № 235, методист ЦНХО

Крепостной театр графа Шереметева
в усадьбе Останкино

История крепостного театра графа Н.П. Шереметева (1751–1809) заинтересует детей разного возраста, а впервые познакомить с ней можно уже в 3-м классе. Останкино - это и памятник архитектуры, который является достоянием народа (II четверть, «Искусство на улицах твоего города»); и уникальный театр с декорациями, занавесом и сценической техникой (III четверть, «Художник и зрелище»); и удивительный дворец-музей (IV четверть, «Художник и музей»), без которого невозможно представить себе Москву. Останкинский дворец представляет интерес еще и тем, что он является единственным в России и одним из немногих в Европе театральным зданием XVIII века, сохранившим и театральный зал с его первоначальной планировкой и декором и акустикой, и помещения фойе.

Для выполнения творческой работы по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» учитель дает детям необходимую информацию. В 7-м классе беседа может продолжаться целый урок, однако учитель, ориентируясь на уровень подготовки детей, сам должен решить, какой объем информации предоставить на уроке, а какую часть оставить для дополнительных занятий.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ БЕСЕДЫ

В 1743 г. имение Останкино перешло в качестве приданого княжны Варвары Алексеевны Черкасской к графу Петру Борисовичу Шереметеву (1) , сыну знаменитого соратника Петра Великого фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева. Петр Борисович славился умением принимать гостей, а неотъемлемой частью праздников, которые устраивались в доме, стал театр, где разыгрывались комедии и комические оперы.

В середине XVIII в. парадной резиденцией Шереметевых было Кусково, а в Останкине существовало большое оранжерейное хозяйство с экзотическими растениями (лимонные, оливковые деревья, гранаты, ананасы), плодовым садом и парком. 36-летний Николай Петрович Шереметев (2) унаследовал в 1788 г. усадьбу Останкино и все огромное состояние Шереметевых. По словам его внука, историка Сергея Дмитриевича Шереметева, Николай Петрович был «мечтатель, увлекающийся, страстный, музыкально настроенный».

Крепостной театр

Последнюю треть XVIII в. называют золотым веком российского дворянства. Это время считается временем становления русского театра. В 1762 г. дворяне были освобождены от обязательной службы, поэтому изменился весь их жизненный уклад. Они стали уделять больше времени образованию, литературе и искусству, заграничным путешествиям, многие увлеклись собиранием библиотек, строительством загородных усадеб, коллекционированием произведений искусства, устройством пышных праздников, занятиями музыкой и театром.

Частью дворянского быта и модной забавой со второй половины XVIII в. становятся домашние крепостные театры . К концу века насчитывалось пятьдесят три крепостных театра. Зимой спектакли проходили в городских домах, а летом - в загородных усадьбах, где строили для театра специальное здание. Репертуар театров составляли в основном французские и итальянские комические оперы, поэтому появилась потребность в крепостных, наделенных творческими способностями, и наряду с поварами, портными, конюхами в усадьбах работали крепостные художники, архитекторы, резчики, позолотчики, паркетчики, актеры и музыканты.

Граф Н.П. Шереметев являлся знатоком театрального искусства, любил окружать себя артистами, художниками, музыкантами, а в детстве участвовал в домашних спектаклях в доме отца и при «малом» дворе молодого великого князя Павла Петровича, посещал спектакли петербургского придворного театра. Во время заграничных путешествий в Германию, Голландию, Швейцарию, Англию, Францию Николай Петрович знакомился с театральной жизнью Европы. И когда его отец, Петр Борисович Шереметев, основал собственный крепостной театр, то его руководство было передано Николаю Петровичу.

Труппа

Среди дворовых и вотчинных крестьян был проведен новый набор музыкантов и актеров. Чтобы отобрать артистов, из многочисленных вотчин свозили крестьянских детей от семи до шестнадцати лет, следуя правилу: «мальчиков, несмотря на лицо, если голос хорош, то оставлять, а девочек, у которых хотя и голосу хорошего нет, да вид лица хороший, то таковых в актрисы оставить можно». Крепостных актеров труппы Шереметева обучали лучшие мастера: балетному искусству - французские и итальянские балетмейстеры, пению - итальянцы, игре на музыкальных инструментах - немцы.

Сценическому искусству крепостных обучали лучшие русские актеры, но и сам Николай Петрович любил заниматься с труппой. «Я устремил все мои старания угодить родителю моему, часто в свободные часы занимался наблюдениями, репетициями, доводя сколько можно до лучшего совершенства необработанность назначенных к тому людей, и могу сказать, что видел по возможности плоды моих стараний. Сей маленький домашний театр в состоянии был напоследок давать оперы и аллегорические балеты».

Каждый день актеров состоял из репетиций и занятий с учителями, а за «леность, нерадение и неперенимание в учении» наказывали, сажая на хлеб и воду, или ставили на колени. Служившие в доме гувернантки-француженки и учителя пения итальянцы обучали крепостных актеров иностранным языкам. Эти знания были необходимы для исполнения в концертах виртуозных партий на языке оригинала.

Зимой театр размещался в московском доме Шереметевых на Никольской улице, а летом спектакли разыгрывались в здании закрытого летнего театра подмосковной усадьбы Кусково. В этом театре 29 июня 1779 года на сцену впервые вышла одиннадцатилетняя Прасковья Ковалева, а 5 ноября 1780 года в опере итальянского композитора А. Саккини «Колония, или Новое селение» она уже исполнила главную партию. В спектакле Прасковья Ковалева выступала под новой фамилией - Жемчугова.

В крепостном театре была традиция - давать артистам новые сценические имена по названию драгоценных камней. В спектаклях принимали участие танцоры Татьяна Шлыкова-Гранатова, Фекла Урусова-Бирюзова, Кузьма Деулин-Сердоликов, певица Анна Буянова-Изумрудова.

Прасковья Ивановна Ковалева-Жемчугова, талантливая актриса и певица, прекрасно воспитанная, образованная, умная и обаятельная девушка, была взята в дом Шереметевых семилетней девочкой и стала ведущей актрисой театра Шереметева.

Репертуар

Театральный репертуар позволяет понять, что интересовало и волновало зрителя в XVIII веке. Репертуар крепостного театра Шереметевых не уступал репертуару профессиональных театров и знакомил зрителей с лучшими достижениями европейского и русского музыкального и драматического искусства. Иностранные оперы и комедии переводились на русский язык, ставились комедии и балеты, специально написанные для театра Шереметева. Многие выдающиеся театральные сочинения шли в России только в театре Шереметевых или были в нем впервые поставлены. Основу репертуара составляли французские, итальянские, русские комические оперы, комедии, лирическая трагедия и балет-пантомима.

Для Николая Петровича театр стал частью личной жизни, и темы любви между представителями разных сословий и неравного брака, характерные для драматургии того времени, приобрели в его театре личную окраску. Любовь к актрисе П.И. Ковалевой-Жемчуговой, превращение недавней крепостной в графиню, ее ранняя смерть - все это было похоже на сюжеты пьес, разыгрывавшихся на сцене крепостного театра.

Декорации и костюмы

Подробное описание декораций и театральных костюмов поможет детям составить интересную самостоятельную композицию на выбранную тему, а изучение особенностей костюма XVIII в. позволит больше узнать о людях ушедшей эпохи.

В первом действии оперы «Беглый солдат», поставленной в 1781 г. на сцене Кусковского театра, декорация представляла собой поле, за которым была видна гора и деревня; во втором - тюремную камеру, а в третьем действии сцена представляла собой большую площадь, через которую проходили полки. Летом того же года на сцене «Воздушного театра» была представлена «пастушья опера» «Тщетная ревность, или Перевозчик кусковский». Декорации изображали тот же пейзаж, который зрители могли видеть вокруг себя, - луг, берег пруда, рощу, деревню за деревьями, а на другом берегу пруда - село Кусково.

Николая Петровича Шереметева привлекали оперы и комедии со сказочно-фантастическим и мифологическим сюжетами. В опере «Инфанта Заморы» действие происходило то в ночном лесу, то в таинственном замке, а на сцене появлялись призраки, духи и волшебники. Действие комической оперы «Прекрасная Арсена» начиналось в заоблачном царстве волшебницы Алины, где по сказочному саду гуляли феи, нимфы и ожившие мраморные статуи. Затем действие переносилось в мрачную пустыню, окруженную дикими скалами и лесом, а завершалось в волшебном дворце.

В конце 1780-х в театре Шереметева на сюжеты, взятые из жизни крестьян, были поставлены одноактные комические балеты «Аннета и Любен» и «Нинетта при дворе». Действие балетов начиналось на фоне сельского пейзажа, а танцоры были одеты в красочные крестьянские костюмы: на Татьяне Гранатовой, исполнявшей роль Аннеты, был надет корсет и юбка бурого цвета, украшенная по подолу розовой лентой, а сверху - более короткая широкая розовая юбка, обшитая по подолу в два ряда зеленой лентой. На Василии Воробьеве, исполнявшем роль Любена, был кафтан дикого (серого, стального) цвета, украшенный по швам розовой лентой, и розовые жилет и штаны, украшенные зеленой лентой.

В балете «Маврин», названном по имени исполнительницы главной роли Мавры Бирюзовой, принимали участие шесть пар танцоров. Девушки были одеты в розовые корсеты и юбки, украшенные зелеными бантами, а мужчины - в зеленые кафтаны, розовые фуфайки и белые штаны с зеленым орнаментом. На Николае Мраморове были бело-розовые кафтан и штаны, голубая фуфайка и белая шляпа, в руках он держал флейту и корзину с хлебом, а на Мавре Бирюзовой - белый корсет с белой дымчатой юбкой, в руках - корзина с фруктами. Действие балета развивалось на фоне сельского пейзажа.

Статья опубликована при поддержке компании WorkShow, основными направлениями деятельности которой являются предоставление в аренду медиа-оборудования, а также организация и техническое сопровождение различных мероприятий. Юбилей со множеством гостей, корпоративная вечеринка, детский или спортивный праздник на открытом воздухе, свадебное торжество – сценическое, акустическое, светотехническое оборудование для любого из подобных мероприятий вам готовы предоставить в аренду в компании WorkShow. На интернет-странице сайта по адресу http://arenda-zvuka-spb.ru/stage.html представлены варианты разборных сцен, которые можно не только взять в аренду, но и заказать их доставку и монтаж непосредственно на месте, где планируется провести мероприятие.

Новый дворец-театр

Шереметева привлекали яркие, зрелищные спектакли с быстрой сменой декораций и сценическими эффектами: наводнениями, кораблекрушениями, полетами и пожарами. Размеры и оборудование сцены не позволяли осуществлять сложные постановки, и в 1787 г. в Кускове был выстроен новый театр с пышным оформлением зала, напоминавшем театр Версаля. Однако и этот театр имел недостатки, не позволявшие постановку больших опер, к тому же слава Кускова была связана с именем Петра Борисовича Шереметева, а Николай Петрович стремился создать свой уникальный театр-дворец.

Постройка такого «большого и красивого дома» на Никольской улице не была осуществлена, так как требовала значительных вложений, и в 1792 г. Николай Петрович начал в Останкине строительство не каменного, а деревянного театра-дворца. Деревянные сооружения были более дешевыми и обладали лучшими акустическими свойствами.

С.Д. Шереметев писал: «Николай Петрович с жаром стал заниматься Останкином сам, только при помощи своих домашних людей, руководствуясь советами опытных в архитектурном искусстве людей, он приступил к постройке большого дома. Сам составляя планы, он постоянно наблюдал за производством работ и проводил в Останкине целые месяцы».

Дворец строился в несколько этапов. В его создании принимали участие итальянский архитектор Франческо Кампорези, создавший первоначальный проект; крепостной архитектор Алексей Федорович Миронов; выдающийся русский архитектор Иван Егорович Старов; художник-декоратор и архитектор Винченцо Бренна; крепостной архитектор графа Шереметева Павел Иванович Аргунов.

Зрительный зал, как это было принято в западноевропейских театрах XVIII века, был выстроен в форме подковы (3) и вмещал около 250 зрителей. На наклонной плоскости пола были установлены шесть рядов партера и три ряда амфитеатра, что обеспечило хорошую видимость сцены со всех мест. В. Бренна создал универсальный зал, способный после спектакля быстро, меньше чем за час, превращаться в бальный зал - «воксал», как это происходило в больших театрах Парижа.

По периметру подковообразной верхней части зрительного зала располагался так называемый парадиз - помещение для создания во время представления дополнительных музыкальных эффектов. Помещение было снабжено системой из пятнадцати открытых в сторону зала и сцены овальных акустических окон - люкарн, благодаря которым образовывалось многократное пересечение и отражение звуковых волн и получался непередаваемый акустический эффект.

Останкинская сцена отвечала требованиям, сформулированным итальянским живописцем, театральным декоратором и архитектором Пьетро ди Готтардо Гонзаго: «Пространство или планировка сцены должны способствовать целям искусства и игре артистов, помогать свободе функционирования театральных машин и способствовать иллюзии видимостей».

Сцена имела глубину 22 метра и была одной из самых больших в России того времени (4) . Николай Петрович писал: «Я хочу иметь залу для спектаклей достаточно большую, чтобы в ней разместить три-четыре сотни персон». К началу спектакля бутафорская колоннада, обрамляющая сцену, передвигалась за кулисы, а живописный плафон (потолок) над сценой разбирался.

Спектакль обслуживали специальные театральные машины. По свидетельству современников, театр Н.П. Шереметева обладал театральным оборудованием, не только не уступавшим техническому оснащению европейских театров, но и превосходившим его по некоторым техническим характеристикам. Театральная машинерия, которая обеспечивала быструю и надежную работу, частично сохранилась до нашего времени. Создателем ее был крепостной столяр и механик Федор Иванович Пряхин.

Театр обслуживали два машинных отделения, а рабочие сцены заслуживали не меньшей похвалы, чем певцы и танцоры. Рабочие сцены буквально в считаные минуты могли переместить декорации (эскиз декорации К. Фунтусова) (5) , смонтировать их для следующего действия и разместить в карманах сцены те элементы декораций, которые не участвовали в следующем действии. В люке размещалась машина ветра (6) . В деревянном колодце, находившемся в стене, в шахматном порядке были укреплены металлические лопасти, а сыпавшаяся на них сверху дробь создавала иллюзию шума дождя (7) .

(7)

Над авансценой находилась машина грома (8) , сконструированная из пустого ящика-резонатора и двух зубчатых колес, которые при вращении ударяли по ящику и создавали звук, напоминающий удары грома. Рабочий сцены, упираясь руками в горизонтальный вал, приводил в круговое движение колесную пару. Машина грома была необходима в театре не только для создания эффекта грозы, но и в связи с тем, что в спектаклях достаточно часто участвовал бог-громовержец.

До нашего времени сохранились детали механизмов, позволявших актерам летать над сценой, и механизмы, передвигающие по сцене различные предметы, например плывущий корабль (9) .

Николай Петрович Шереметев запланировал распространить театральное представление и за пределы дворца-театра - в зеленое пространство парка. Для посетителей усадьбы театральное действие перемещалось из зрительного зала в Увеселительный сад, с дорожками, фонтанами, клумбами, скульптурой, «руинами», скамейками и беседками. В восточной части сада были возведены деревянные беседки - «Беседка-храм» и «Беседка на горке «Парнас» (10) , которые, так же как и скульптура, не только украшали аллеи, но своими архитектурными формами и названием приобщали посетителей к античной тематике. (Беседка на горке «Парнас» была восстановлена и открыта в торжественной обстановке летом 2001 года.)

Особенно ярко эта идея проявлялась в дни торжественных праздников, которые граф устраивал в честь коронованных особ. Выходивших из дворца гостей встречали освещенные огнями и фейерверками аллеи парка, а в дни спектаклей и концертов Увеселительный сад служил местом прогулки публики во время антрактов.

На открытии Останкинского театра, состоявшемся 22 июля 1795 г. была показана лирическая драма «Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила», посвященная взятию русской армией в 1790 г. неприступной турецкой крепости. На премьеру были приглашены участники штурма. Драма давала Шереметеву возможность показать все достоинства нового театра.

В первом действии на сцене возник турецкий город с воротами; во втором - комната в доме турецкого военачальника; в третьем - крепость с высокими стенами и башнями. Декорации были устроены таким образом, что в сцене штурма стены крепости разрушались на глазах у зрителей, палили пушки и сверкали молнии.

Постановка была очень красочной, актеры были одеты и в русские национальные костюмы, и в малиновые, расшитые позументом гусарские шубки, и в турецкие костюмы (оранжевые платья и желтые шаровары с голубыми кушаками, алые чалмы с «петушиными» султанами). В массовых сценах: шествиях русских и турецких воинов, финальных плясках победителей и побежденных – на сцену выходили до семидесяти актеров. В конце спектакля русские солдаты со знаменами проходили по сцене победным маршем.

Партию турчанки в драме исполняла Прасковья Жемчугова, которая к тому времени уже стала опытной певицей.

В 1792 г. в театре Шереметева был поставлен трагический балет «Медея и Язон». В финале спектакля Медея появлялась на сцене на колеснице, запряженной драконом, а на зрителей большое впечатление производили демонические фурии с развевающимися волосами и огненный дождь-фейерверк, зажигающийся прямо на сцене.

В 1797 г. Шереметеву пришлось переехать в Петербург, так как этого требовала служба при дворе Павла I. Лучшие актеры и музыканты крепостного театра были выписаны в Петербург, и в Останкинском театре стало не с кем проводить репетиции и ставить спектакли. В 1799 г. графу пришлось дать повеление о роспуске труппы, а актрисы и актеры превратились в служащих при графе.

Последний раз прием гостей в Останкинском театре-дворце состоялся в 1801 г., когда оставшиеся в труппе танцоры приехали, чтобы дать представление в честь нового императора Александра I.

Прасковья Жемчугова

Прекрасному голосу и артистическому таланту П.И. Ковалевой-Жемчуговой шереметевский театр был обязан своим процветанием. Последний раз она вышла на сцену останкинского театра в опере А.Э. Гретри «Браки самнитян», показанной в 1797 г. для императора Павла I. Ковалева-Жемчугова в этом спектакле исполняла роль храброй девушки Элианы, ради любимого юноши Парменона переодевшейся воином и спасшей в бою военачальника. В костюме Элианы Жемчугову изобразил неизвестный художник (11) .

В 1798 г. граф Шереметев дал Жемчуговой вольную, а в 1801 г. тайно обвенчался со своей бывшей крепостной актрисой в Москве, в церкви Симеона Столпника (на Поварской). Ковалева-Жемчугова стала графиней Шереметевой, но огласить свой брак граф не решился, и на людях Николай Петрович и Параша себя мужем и женой не называли. В «Поверенности сыну моему графу Дмитрию о его рождении» граф Н.П. Шереметев объясняет, почему он полюбил крепостную актрису: «Прасковья Ивановна Ковалева была одарена остротою ума, скромностью нрава и привлекательными свойствами душевных расположений. Склонность ее к музыке и превосходнейший дар пения привлекали приятное удивление моих друзей».

В 1803 г. в Петербурге в Фонтанном доме тридцатипятилетняя графиня П.И.Шереметева умерла через три недели после рождения сына Дмитрия. Похоронили ее в Александро-Невской лавре в усыпальнице Шереметевых. В Останкино, напоминавшее графу о Параше Жемчуговой, Николай Петрович больше не возвращался. Он пережил жену на шесть лет и остаток жизни посвятил благотворительности. Памятником Прасковье Ивановне стало строительство в Москве Странноприимного дома графа Шереметева (сейчас - Институт скорой помощи им. Н.В.Склифосовского), в котором размещались богадельня на пятьдесят человек и больница на пятьдесят коек. Принимались в дом «совершенно бесплатно лица обоего пола и всякого звания неимущие и увечные».

Практическая работа

Романтическая история графа Шереметева и Параши Жемчуговой никого из детей не оставляет равнодушным, но для создания композиции на заданную тему недостаточно только знания сюжета. Чтобы выполнить сложную работу на историческую тему, на уроках изобразительного искусства необходимо познакомиться и с тем, как выглядели люди, жившие в XVIII веке, и с тем, как они двигались. Рассказать об этом смогут выдающиеся живописцы и скульпторы: во Франции – Ватто, Шарден, Буше, Фальконе, Гудон; в Англии - Томас Гейнсборо; русские портретисты Ф.С.Рокотов и Д.Г.Левицкий, создавшие блестящую галерею портретов своих современников, а также портреты из Останкинского дворца-музея (Н.И.Аргунов. Портрет И.Ф.Баратова) (12) .

XVIII век оказал влияние на многих художников, живших в XX веке. Желательно познакомить детей с творчеством мирискусников А.Н. Бенуа (1870–1960) (13) и К.А. Сомова (1869–1939), которые были поклонниками эпохи галантных празднеств и создали изысканные по колориту и театральности композиции. Ребят заинтересуют и фантастические образы художника А.Г. Тышлера (1898–1980), напоминающие давно ушедших в прошлое дам XVIII века.

Учитель может помочь детям в создании творческих работ: определить тему; подобрать наглядный материал (фотографии и зарисовки архитектуры и интерьера, исторических костюмов), музыку. При выполнении композиции на историческую тему особое внимание следует уделить деталям, так как именно они позволят ученикам более точно представить себе изображаемую эпоху.

Разделим выполнение работы на несколько этапов (по усмотрению педагога). Каждый этап следует начинать с небольшой беседы, и на каждом уроке подробно объяснять детям последовательность работы. Например: на первом уроке обсуждается тема практической работы и выполняются эскизы композиций; затем изображается пейзаж или интерьер; потом врисовываются фигуры в движении; изучается и изображается исторический костюм; работа дополняется мелкими деталями.

Композиция может быть графической или живописной . Подготовительным этапом должно стать выполнение набросков в движении (14) . Фигуры, выполненные на подготовительных уроках, затем будут врисованы в интерьер или пейзаж.

Количество уроков, необходимое для выполнения практической работы, указывается приблизительно .

Живописная композиция

Выполняется на листе формата А3 гуашью.

1 . Дети изображают интерьер или пейзаж. Необходимо обратить внимание детей на детали интерьера (2 урока) (15, 16) .

(15) (16)

2. Врисовываются простым карандашом фигуры в движении (1 урок).

Рассказать о театральных постановках того времени и увидеть в движении мир XVIII века поможет серия портретов Д. Левицкого, изображающих воспитанниц Смольного института.

На сцене институтского театра в танцевальных костюмах показаны Наталья Борщова и Александра Левшина (17) , а одетая в костюм пастушки Екатерина Нелидова, Е.Н. Хрущева в мужском костюме в роли кавалера и Е.Н. Хованская в юбке с фижмами в образе прекрасной поселянки исполняют пасторальные сцены. (Для сравнения можно показать ученикам похожую по композиции картину французского художника Лоренца Пажа «Танцующие дети», написанную в 1760 г.) (18) .

(17) (18)

3 . Изображается простым карандашом исторический костюм без мелких деталей (детали затем будут дорисованы тонкой кистью) (1 урок).

4 . Фигуры изображаются в цвете начиная с лица и рук (1 урок).

5 . Дорабатываются мелкие детали (1 урок).

На дополнительных занятиях по изобразительному искусству можно выполнить коллективную работу . Тема крепостного театра в усадьбе Останкино может заинтересовать даже детей, не знакомых с историей России XVIII века.

20 ноября в московской школе № 235, находящейся на улице Щепкина, состоялся театральный праздник, посвященный великому русскому актеру М.С. Щепкину (1788–1863). Так же как и актеры труппы Шереметева, Щепкин был крепостным и лишь в 1822 г. был освобожден вместе с семьей от крепостной зависимости. К этому празднику ученики 5-го класса выполнили коллективную работу.

Этапы выполнения коллективной работы

1 . Гуашью изображаются фигуры в движении (предварительно выполняется рисунок простым карандашом).

2 . Пишется гуашью фон на листе ватмана.

3 . Вырезанные фигуры наклеиваются на фон.

4 . Дорисовываются зрители и детали интерьера.

Графическая композиция

Выполняется черной гелевой ручкой или черной тушью, можно акварелью и тушью.

1 . Простым карандашом тонко намечается интерьер или пейзаж (без подробностей), врисовываются фигуры в движении (1 урок).

2 . Черной ручкой изображается костюм (2 урока).

3 . Дорабатываются детали композиции (1 урок).

Графическая композиция может быть выполнена и в технике силуэта . Детям силуэт рисовать проще, так как нет необходимости прорисовывать мелкие детали, поэтому такая техника подходит и ребятам с хорошей подготовкой, и тем, кто только начинает рисовать. Поскольку фигуры не врисовываются, а вырезаются, их можно двигать по листу, пока не будет найдена удачная композиция, а интерьер или пейзаж в работе можно показать условно. Выполнить композицию помогут силуэты К.Сомова и А.Бенуа.

Техника силуэта имеет непосредственное отношение к XVIII веку. Сам термин «силуэт» происходит от фамилии французского министра финансов Этьена Силуэта, на которого в 1759 г. была сделана карикатура в виде теневого профиля. Этьен Силуэт увлекался вырезанием фигурок из черной бумаги и был известен своей бережливостью, за что над ним смеялось все парижское общество. Словом «силуэт» стали называть все дешевое, в том числе и портреты, выполненные из черной бумаги, которые по сравнению с живописными портретами многим казались скучными. Однако со временем у этого искусства появились почитатели и во Франции, где силуэты вошли в моду, и в других странах.

1 . На обратной стороне черной бумаги изображаются фигуры в движении (1 урок).

2 . Фигуры вырезаются и наклеиваются на белый лист формата А3. На фоне дорисовываются или доклеиваются детали интерьера или пейзажа (1–2 урока).

Чтобы рисунки не получились одинаковыми у всего класса, учитель может предложить детям примерные темы для композиции :

1. Представление на сцене останкинского театра (опера или балет).

2. Зрители в зрительном зале.

3. Зрители, гуляющие в фойе театра.

4. Гости, гуляющие в дворцовом саду (фейерверк).

5. Танцы в «воксале».

6. Параша Жемчугова, идущая по коридору на сцену театра.

7. В гримерной актрис.

8. Машинерия, смена декораций, работа рабочих сцены.

Дом графа Николая Шереметева никак не походил на обычную дворянскую усадьбу XVIII века. Ещё при жизни своего батюшки - Петра Борисовича, обер-камергера Императорского двора при Петре III и Екатерине II, основателя собственного крепостного театра - здесь были заведены такие порядки, от которых блюстители аристократизма пребывали в наивысшем возмущении.

Крепостные сытно ели те же кушанья, что и хозяева, имели здоровый и цветущий вид, а, заболев, всегда могли рассчитывать на помощь лучшего в округе доктора и никогда не страдали от побоев и лишений. Домашний театр, который создал отец Николая, по праву считался лучшим частным театром империи, так как здесь не жалели денег и были крайне преданы своему делу все участники творческого процесса.

Всякому таланту и умению здесь находили предназначение: шла ли речь о создании декораций и работе над качеством акустики, о пошиве костюмов или обучении крепостных девиц изящной поступи - всё здесь ладилось и шло ровным ходом. Актёры театра Шереметева не знали горя, и были для своего положения на редкость образованными людьми, где ими не помыкали, а относились как к равным. Именно такую обстановку и застал дома Николай Шереметев, который вернулся из заграничного путешествия и решил обустроить в имении всё на европейский лад.

Портрет графа Николая Петровича Шереметева. 1801-1803 Холст, масло. Фото: Commons.wikimedia.org

Жемчужина дома Шереметевых

Первым делом пышущий идеями молодой человек взялся за перестройку театра, задумав сделать его ещё больше и роскошным, чем предыдущий. Следя за строительными работами, он и познакомился с Прасковьей Ковалёвой - талантливой девочкой, которую из-за чудесного, почти ангельского голоса, отдали на воспитание в усадьбу Шереметьевых. Когда Николай впервые услышал её голос, то был так впечатлён, что даже оставил запись в своём дневнике: «Если бы ангел сошел с небес, если гром и молния ударили разом, я был бы менее поражен».

11-летняя девочка дебютировала в театре Шереметевых в опере Гретери «Опыт дружбы». Её манера исполнения, непринуждённая манера держаться, удивительной красоты глаза и стать, покорили знатных зрителей, съехавшихся на спектакль, и уже на следующих постановках маленькая Параша, как называли её друзья, не появлялась ни под каким иным именем, кроме как Прасковья Жемчугова. Такой псевдоним появился оттого, что во-первых, Шереметев-младший любил оригинальничать и давал актёрам своего театра фамилии по названиям драгоценных камней, а во-вторых, как гласит легенда, Жемчуговой Прасковья появилась в тот день, когда у пруда близ усадьбы была найдена маленькая жемчужина, что было воспринято как своеобразный знак.


П. И. Жемчугова — в роли Элианы ("Браки Самнитян" А. Гретри). Автор акварельного портрета (1793-1797) Ш. де Шамиссо. Хранится в собрании Гос. Эрмитажа. Фото: Commons.wikimedia.org

Императорский бриллиант

Когда новый театр был построен, старший Шереметев приурочил его открытие к визиту Екатерины II в усадьбу. Этот вечер стал прорывом для молодой певицы. Её сопрано разносилось по саду, находило золотым облаком на сидевших в роскошных креслах гостей и вызывало слёзы даже у самых стойких зрителей. В роли храброй Элианы в опере «Самнитские браки» Жемчугова была настолько изящна, неповторима, и талантлива, что Екатерина II пожаловала ей перстень с бриллиантом со своей руки, отметив этим жестом безусловное дарование певицы.

Сладкая жизнь продолжалась ещё ровно год. В 1788 году Петр Шереметев умирает, и поместье и крепостные отходят по наследству к Николаю. Глубоко раненый уходом отца, он впадает в сплин, начинает всё чаще запираться в одиночестве за бутылкой вина и теряет всякий интерес к театру. К жизни его возродила Прасковья, которая пришла к нему от имени труппы и... осталась навсегда: Николай искренне полюбил девушку.

«Я питал к ней чувствования самые нежные, самые страстные. Долгое время наблюдал я свойства и качества ее: и нашел украшенный добродетелью разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность, нашел в ней привязанность к святой вере и усерднейшее Богопочитание. Сии качества пленили меня больше, нежели красота ее, ибо они сильнее всех внешних прелестей и чрезвычайно редки», - писал он.

Шереметев покинул имение Кусково и переехал в новое - Останкино, где в домашнем театре Прасковья продолжала блистать в главных ролях, заслуживая всеобщий почёт, зависть и пересуды со стороны дворянства. На тот момент ни для кого не было секретом то, что негласно она является женой графа. Шереметев, впрочем, и не думал таиться. Он знал, что в глазах общества эта связь выглядит непристойно, однако его это мало интересовало.

В 1797 году Павел I, при котором популярность Николая Шереметева не упала, хотя это случалось со многими после смерти Екатерины, дал ему звание обер-гофмаршала и потребовал личного присутствия в Петербурге. Шереметев в столицу поехал, но взял с собой в столицу лучшую часть труппы, среди которых, конечно, была и Жемчугову.

Прерванная песня

В сыром петербургском климате, с бесконечными перепадами температуры, отсутствием солнца и зелени, у 29-летней Прасковьи обострился зародившийся ещё в имении Шереметева туберкулёз. И если бы только одна болезнь обрушилась на неё ударом! Судьбе словно этого показалось мало, и она лишила Прасковью голоса, из-за чего та была вынуждена навсегда покинуть сцену.

Удар был сильнейшим. Отдавая всю себя искусству, одним только голосом передавая сложнейшую палитру человеческих эмоций и чувств, Прасковья впала в уныние и стала гаснуть день ото дня. Спас её Николай, который бережно заботился о ней, лечил болезнь и беспрестанно подбадривал.

В следующем году сливки общества Петербурга были потрясены скандальным известим: граф Шереметев дал вольную актрисе и её семье. Однако это не шло ни в какое сравнение с тем, что в 1801 году он женился на Жемчуговой, о чём, правда, благодаря строжайшей секретности, узнали не сразу: на церемонии бракосочетания присутствовали только три человека.


В 1801 году граф женился на Прасковье Жемчуговой. Фото: Commons.wikimedia.org

Прощание с музой

Петербургская знать была оскорблена до глубины души поступком графа, однако ему всё было нипочём: он воссоединился с любимой и мог теперь жить открыто. Два последующих года их семейные будни ничем не были омрачены. Они вели тихую жизнь в своём имении, редко выезжали в свет, а в 1803 году случилось великое счастье: граф узнал, что Прасковья ждёт ребёнка. Радость будущего отцовства омрачало одно: ослабленный долгой болезнью организм Прасковьи тяжело переносил беременность, и когда сын Дмитрий появился на свет, доктора уже ничем не могли помочь. Любимой жене графа не суждено было излечиться: она не выходила из состояния бреда и только, когда к двери её комнаты подносили ребёнка, она затихала и ненадолго успокаивалась.

В отчаянии Николай созывал лучших врачей, метался по комнатам и молился о выздоровлении Прасковьи, однако когда стало ясно, что дни её сочтены, он решился открыть тайну своего брака и написал письмо Александру I, в котором умолял о прощении и просил признать сына законнорождённым. Император своё согласие дал.

Через несколько дней Прасковья умерла. Убитый горем граф искал утешения в своём сыне, в чертах которого видел жену, её ясные глаза, красивый изгиб губ. Следуя воле покойной, все свои силы и деньги он отныне употребил на дела благотворительности, основав в Петербурге Невскую богадельню и оказывая помощь малоимущим. К работе с театром он больше не возвращался: пока жива была Прасковья, они вместе трудились над спектаклями, советовались друг с другом, однако уход его музы и главной любви, подорвал душевные силы, и граф находил успокоение только в воспитании сына и помощи бедным.

Николай Шереметев пережил супругу на шесть лет, а умирая, вспоминал Прасковью и её чудесный голос, который звонкими колокольчиком впервые зазвучал в его жизни, когда он был ещё наивным юношей, страстно любившим музыку и затеявшим лучший театр во всей России.

Крепостная актриса, жена графа Шереметьева 31 июля 1768 - 7 марта 1803 Прасковья Ивановна Ковалева (Жемчугова) родилась в деревне Березники Юхотской волости Ярославской губернии 31 июля 1768 года. В семье Параша была старшей. Отец - крепостной кузнец Шереметьевых Иван Степанович Ковалев - был известен на всю округу как замечательный мастер своего дела и как любитель принять стопку-другую, а потом покуролесить. В восемь лет в судьбе крепостной девочки произошел крутой поворот - её взяли на воспитание в подмосковное имение Кусково, под наблюдение одной из графских приживалок, княгини Марфы Михайловны Долгорукой. В господский дом Парашу взяли за отличные вокальные данные, с тем чтобы подготовить ее для поступления на сцену музыкального театра графа Шереметьева. Под руководством первокласных наставников крестьянская девочка быстро освоила музыкальную грамоту, игру на клавесине и арфе, пение, выучила французский и итальянский языки. Обладающая большими музыкальными способностями и хорошим голосом, она с успехом начала выступать на театральной сцене под именем Правсковьи Жемчуговой. Сначала были небольшие выходные роли. Но вскоре Параша стала превращаться в настоящую актрису. Ей еще не исполнилось одинадцати, когда она с блеском выступила в опере Гретри "Опыт дружбы", а в 13 лет эта хрупкая девочка сыграла с необычной убедительностью, силой и глубиной партию Луизы из драмы Седена "Беглый солдат" на музыку Монсиньи. Тогда-то, очевидно, эта артистка-подросток и привлекла внимание сына графа, Николая Петровича. Любовь к музыке и совместные занятия сблизили их. Именно по его настоянию в поставленной на следующий год итальянской опере Саккини "Колония, или новое селение" Параша исполнила главную роль - как всегда талантливо и виртуозно. Граф не мог не разглядеть в пробуждающемся даровании будущую славу своего театра. Открытие дворца-театра в имении графов отпраздновали, приурочив его к торжественному приему в честь победителей в войне с Турцией, 22 июня 1795 года. На праздник граф пригласил участников военных событий. На сцене шла музыкальная драма И. Козловского на текст П. Потемкина "Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила". Прасковья Ивановна сыграла в этом спектакле, как уже давно было принято в шереметьевском театре, главную роль - плененной турчанки Зельмиры, которая полюбила русского офицера Смелона. 30 апреля 1797 года Н.П. Шереметьев принимал у себя только что коронованного на престол Павла I. Театр в этот день ставил "Браки самнитян" - оперу, в которой дарование Прасковьи Жемчуговой раскрылось с особым блеском. Тогда ей было 17 лет. Графу Шереметьеву государем было пожаловано звание обергофмаршала императорского двора. Эта награда требовала отъзда в Петербург. Николай Петрович решает забрать туда лучшую часть труппы, в том числе и Прасковью Ивановну. Сырой климат Петербурга сразу сказался на состоянии здоровья Жемчуговой. У нее обострился наследственный туберкулез, пропал голос. Но от этого граф не перестал любить её. 6 ноября 1801 года состоялось венчание Прасковьи Ивановны и Николая Петровича. Оно проходило в приходской церкви Симеона Столпника, построенной еще в 1679 году. Этот храм сохранился до наших дней. Николай Аргунов, крепостной художник Шеремеьтевых, запечатлел облик Прасковьи Ивановны в тот памятный в ее жизни день: красная шаль, белая подвенечная фата, на шее драгоценный медальон. Отметили венчание лишь в самом узком кругу друзей. Для московской и петербурской знати женитьба графа Н.П. Шереметьева осталась в тайне. О браке было объявлено только в 1803 году, после рождения сына Дмитрия. Несмотря на одобрение брака императорами Павлом и Александром I, высший свет и родственники были шокированы. Графиня Шереметьева умерла, так и не узнав о реакции света на это известие. Возможно, что и к лучшему, так как петербургские дамы никогда не приняли бы в своих салонах бывшую крепостную, без роду и племени. О реакции родственников можно судить по замечанию Анны Семеновны Шереметьевой, которое она сделала в своих мемуарах: "Отменный штукарь наш старший родственник". Надо заметить, что взгляды графа и отношение к крепостным расходились с воззрениями многих. Едва вступив в права наследника, Николай Петрович отдал распоряжение, чтобы каждый из крестьян имел к нему доступ и подавал бы свои прошения самолично. Графиня-крестьянка, зная о тяжелой жизни нищих, сирот и больных, постоянно им помогала, а муж по ее завещанию построил в Москве странноприимный дом с больницей (ныне больница им. Склифосовского) и положил капитал на выдачу приданого бедным невестам, что, несомненно, свидетельствовало о нежной привязанности графа к своей избраннице. 23 февраля 1803 года талантливейшей русской певицы и актрисы не стало. Она умерла от чахотки, оставив трехнедельного младенца, когда было ей всего 35 лет. Граф Николай Петрович Шереметьев скончался в 1809 году и был похоронен в Александро-Невской лавре, в шереметьевской усыпальнице, рядом с Прасковьей Ивановной, своей любимой крепостной актрисой и женой