Усадьба кусково - бывшее имение графов шереметевых. Кусково - усадьба дивной красоты.

Усадьба Кусково одна из главных достопримечательностей Москвы. Ее владельцами были графы знаменитого рода Шереметевых. Расположена она на востоке Москвы, и представляет собой не только главный дворец и прилежащие к нему постройки, но и облагороженную и обустроенную парковую территорию, по которой мы отправились гулять в один погожий летний день.

Вопрос «Как провести день в Москве?» с легкостью может поставить в тупик и приезжих туристов и местных жителей, но не потому что в Москве некуда сходить. Наоборот, в столице так много достопримечательностей, что выбрать наидостойнейшие из них получится не сразу. Например для знакомства с Москвой можно выбрать . Но справедливости ради стоить отметить, что прогулка займет всего несколько часов, а оставшийся день вероятнее всего вы проведете на Кремлевской площади, Тверской и Арбате, но что делать если в вашем распоряжении не один день в Москве, а скажем три или четыре. Вот мы и составили импровизированный рейтинг самых популярных туристических мест Москвы. Рейтинг очень условный и не сформировавшийся даже в мыслях, поэтому здесь он не появится, но появится один из его пунктов. Это усадьба Кусково.

Усадьба Кусково — как добраться

Усадьба Кусково расположена на востоке Москвы в районе Вишняки. Самый простой способ доехать до усадьбы это метро.

  • Метро Рязанский проспект . От метро прямо до остановки «Музей Кусково» ходят автобусы №133 и №208 .
  • Метро Выхино . Автобус №620 довезет вас до остановки «Музей Кусково»
  • Метро Новогиреево . От метро на троллейбусе №77 , автобусе №64 и множестве маршрутных такси нужно проехать до остановки «улица Юности», откуда придется еще пройти около 600 метров до входа в парк Кусково.

Самый простой вариант это доехать до усадьбы Кусково со станции метро Рязанский проспект, здесь и автобусов больше и ехать недолго. График работы музея Кусково можно уточнить на официальном сайте музея Кусково, но помните, что музей не работает по понедельникам и вторникам.

Усадьба Кусково

Оказавшись на территории парка сразу же чувствуешь себя словно шагнул в прошлое с помощью машины времени. Сразу представляется, как по это самой липовой аллее прогуливаются знатные особы, гуляют дамы с собачками, а кавалеры скачут на конях.





Первый вопрос, возникающий в голове при упоминании Кусково связан с названием. Почему именно Кусково? Все весьма прозаично. Первое упоминание о Кусково уходит корнями в 1623 год, до этого момента у графа Бориса Петровича Шереметева был во владении лишь один небольшой надел, сам граф называл его «кусок», прочие же земли принадлежали Алексею Михайловичу Черкасскому, будущему государственному канцлеру. С ним и породнился граф Шереметев сосватав своего сына за дочь канцлера. После этого Шереметевы стали единоличными хозяевами Кусково, а название сохранилось.

Дворец появились здесь гораздо позже, только к 1774 году. Любопытным фактом может послужить и то, что над всем архитектурным ансамблем усадьбы работали крепостные архитекторы Фёдор Аргунов и Алексей Миронов.








Перед дворцом раскинулся Большой дворцовый пруд, а за прудом видна территория запрудного парка Кусково.


Вход во дворец платный, при входе на территорию музея Кусково мы купили комплексный билет в который входит посещение всех павильонов усадьбы и дворца.


Экспозиция дворца это интерьеры. Можно долго любоваться и красотой интерьеров и уникальностью постройки и расположения комнат. Комнаты идут одна за одной, двери в них сделаны на одной оси, таким образом выход из предыдущей комнаты является входом в следующую. Сами же комнаты располагаются напротив от окна, таким образом впуская максимальное количество света в помещение.


«Большой дом», так называли дворец в XVIII веке, был построен в стиле классицизма. Он являлся увеселительной резиденцией графа Петра Борисовича Шереметева.








Дворец Шереметевых одно из немногих архитектурных наследий, в котором все сохранилось в первозданном виде, вплоть до дощатых полов, каминов и печей.














Прогулка по дворцу выводит нас в большую залу, предназначавшуюся для торжественных церемоний и балов, отсюда симметричные входным выходные двери выводят нас из дворца в парк Кусково.


Парк усадьбы Кусково

Симметрия, всегда отличающая строения XVIII века и здесь является главным элементом архитектурного стиля и напротив главного дворца на другом конце парка мы видим здание большой каменной оранжереи.


Обзор закрывает обелиск, установленный в парке в конце XVIII века в честь посещения усадьбы императрицей Екатериной II.


По самому же парку можно гулять намного дольше, чем по дворцу, заблудиться конечно будет сложно, но потребуется некоторое время, чтобы разобраться с направлениями, тем более, что симметрия и здесь смеется и играет с посетителем, запутывая его.








Осмотр парка мы начали с Голландского домика.


Голландским домик называется из-за мотивов, которые послужили центральными при постройки сооружения. Дом выстроен в голландском стиле XVII века, внутренние интерьеры тоже выдержаны в голландском стиле. Правда здесь можно заметить русскую избыточность. Плитка, которой голландцы украшали дома была очень дорогой, таким образом в декоре ее использовали по минимуму, лишь чтобы подчеркнуть красоту интерьера. Здесь кухня целиком выложена плиткой, как признак дороговизны отделки.


В той же части парка, что и голландский домик расположен павильон «Эрмитаж», павильон отреставрирован, но посетить его нам не удалось, он был временно закрыт. В нем располагается экспозиция фарфора.


Так, гуляя по парку, мы вышли к Большой каменной оранжерее.








В оранжерее располагается сразу две экспозиции. Первая это портретная выставка всех представителей династии Шереметевых, вторая это выставка керамики и фарфора. От оранжереи открывается красивый вид на главный дворец.


В другой части парка расположена американская оранжерея, в которой тоже находится коллекция фарфора и вольер для птиц. И то и другое строении являются современными реконструкциями.





Парк музея Кусково очень красив и разнообразен. Кроме самих павильонов его украшением служат многочисленные мраморные статуи, подстриженные изгороди и крытые переходы.














Павильон Грот, Усадьба Кусково

Так мы добрались до самого красивого из павильонов. Павильон «Грот» построен в стиле барокко, является единственным павильоном в России, сохранившим свою первоначальную «гротовую» отделку помещения.





Внутренние помещения оформлены стеклом и известковым туфом, таким образом создается атмосфера настоящего грота, олицетворяющего сочетание стихий камня им воды. За павильоном «Грот» расположен пруд с рыбками и Менажереи, правда это тоже современная реконструкция.





Недалеко от павильона «Грот» итальянский домик.





Так мы опять добрались до главного дворца и до сооружений, расположенных поблизости. Таких как кухонный флигель.








Также рядом с дворцом расположена церковь, но в момент посещения усадьбы она была на реконструкции, поэтому вблизи фотографировать было нечего. На фото она справа от дворца.


Прасковья Жемчугова

В здании дворца расположена еще одна экспозиция. Вход в нее расположен с торца дворца, лестница поднимает нас на второй этаж и окунает в удивительную жизнь одной простой барышни, а точнее крестьянки, ставшей барышней — Прасковьи Жемчуговой.


Прасковья родилась в семье крепостного кузнеца Ковалёва. В числе других крепостных она была передана Петру Шереметеву в качестве приданного от его супруги Варвары Черкасской. В семилетнем возрасте Прасковья Ковалева была взята на воспитание в Кусково графиней Марфой Михайловной, в замужестве княгиней Долгорукой. У девочки рано обнаружился талант к музыке и ее начали готовить для театральной труппы усадьбы, в которой она и добилась поразительных успехов, впечатлив императрицу Екатерину II, во время ее визита в Кусково, и получив от нее алмазный перстень. За время своих выступления Прасковья обзавелась сценическим псевдонимом и стала Жемчуговой.


Красотой Прасковьи был пленен наследник Петра Борисовича Шереметева, Николай. Но происхождение графа запрещало ему связать свою судьбу с крепостной девушкой. В 1797 году уже император Павел I жалует графу Николаю Петровичу звание обер-гофмаршала, которое обязывает его находится в Санкт-Петербурге. Туда и уезжает Николай, взяв с собой Прасковью. Но в Петербурге у нее обостряется туберкулез от сырого столичного климата. При Павле I Николай снова не решается официально оформить отношения с Прасковьей. Через год он дает вольную всей ее семье, и только в 1801 году, уже с разрешения императора Александра I, он женится на Прасковье Жемчуговой. В 1803 году у них появляется сын Дмитрий, который станет единственным наследником рода Шереметевых. Через три недели после родов Прасковья Шереметева уходит из жизни на 35-ом году жизни. Эта история взбудоражила умы и чувства их современников и будоражит чувства всех, кто только знакомится с ней.








Такие места, как усадьба Кусково нужно посещать не только для того чтобы хорошо и с пользой провести день, здесь еще можно научиться любить историю целого государства и отдельных его членов. Или если вы уже заболели любовью к истории, то узнать что-то для себя новое и побывать в тех местах, где жили исторические личности. Музей-усадьба Кусково именно такое место где сплелась история, где можно перенестись на двести лет назад и пройтись по тем коридорам и аллеям, где гуляли графы и графини Шереметевы.

Музей-усадьба Кусково

В столице до этого времени сохранилось несколько дворянских имений, и одной из самых примечательных из них является усадьба «Кусково», расположенная на востоке города. Она была летней загородной резиденцией известного рода Шереметевых. Представителям этой династии принадлежали особняки в Москве и Санкт-Петербурге, поместья «Останкино», «Остафьево» и другие, но именно «Кусково» создавалось ими исключительно для отдыха и развлечений - проведения балов, праздников и приёмов. Архитектурно-парковый ансамбль из двадцати памятников, появившийся в Кускове в XVIII веке, сохранился до сегодняшнего дня и является уникальным явлением для нашей страны. В настоящее время в музее-усадьбе Кусково расположился ещё и Государственный музей керамики.

История усадьбы Кусково

Уже в XVI веке это место получило привязку к роду Шереметевых - здесь находились барский дом, жилища для крепостных и храм.

Борис Петрович Шереметев, который при Петре I впервые в российской истории за заслуги удостоился титула графа, свои земли в восточной стороне от Москвы из-за их скромных размеров именовал не иначе как «куском», отсюда и название усадьбы. Соседом Шереметева был князь и государственный вельможа Алексей Михайлович Черкасский. На его-то дочери - наследнице колоссального состояния - и женился сын графа Пётр Борисович, тем самым увеличив территорию Кускова многократно (в XVIII веке усадьба занимала площадь 230 га, сейчас это всего 32 га).

При его жизни имение достигло наибольшего расцвета и стало известно далеко за пределами России. Был создан архитектурно-парковый ансамбль усадьбы. Парк Кусково делился на несколько частей - за прудом, где разводили рыбу для званых обедов и катались на лодках, находились зверинец и псарня, в центре был разбит регулярный французский парк рядом с Большим дворцом, кроме того, имелся ещё и английский парк.

В имении регулярно проводились народные гуляния, в которых принимали участие до 30 тыс. человек! После торжественного богослужения гостей Кускова развлекали лодочными прогулками, пением, играми, фейерверками и забавами. В праздничную программу были также включены театральные постановки и балы. И надо сказать, что крепостной театр Шереметевых занимал знаковое место в культурной жизни Москвы той поры. Проник театр и в семейные узы Шереметевых. Сын Петра Борисовича Николай состоял в тайном браке с крепостной артисткой своего театра Прасковьей Жемчуговой, которая родила ему наследника Дмитрия, унаследовавшего затем это имение в XIX веке.

Последним из рода Шереметевых, кто владел данными землями, стал сын Дмитрия Николаевича - Сергей Дмитриевич.

После 1917 г. усадьба Кусково с лёгкой руки большевиков превратилась в музей керамики, в основу которого легла коллекция фарфора купца Алексея Морозова. К нему в 30-х годах был присоединён московский музей фарфора, и теперь имение значилось как «Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». В музее-усадьбе «Кусково» и сейчас размещена самая масштабная в нашей стране экспозиция изделий из керамики, фарфора и стекла, привезённых из стран Европы и Востока.

Достопримечательности Кускова

До сегодняшнего дня лучше всего сохранилась главная часть усадьбы с дворцом и великолепной парковой зоной, которая повторяет известный на весь мир Версаль. Строгая геометрия и симметрия дорожек, цветников, кустов и деревьев дополняется красотой скульптур из светлого мрамора европейских и русских ваятелей XVIII века.

Церковь Спаса Всемилостивого

Это самое древнее сооружение имения. Оно было возведено в аннинском барокко в 1737 г. на месте старого храма из дерева. Позднее - в 1792 г. - рядом с церковью появилась колокольня.

Большой дворец

Архитектурным центром Кускова является Большой дворец, построенный преимущественно для балов и приёмов в летнее время. Здание возведено в стиле русского классицизма (раннего). С виду это сооружение кажется каменным, но оно деревянное. Для его проектирования были приглашены самые именитые архитекторы. В итоге была реализована идея московского инженера и архитектора Карла Бланка.

Голландский домик

Данный павильон был возведён в 1749 г. в память об эпохе Петра I и предназначался для отдыха. Первый этаж был отведён под кухню, на втором размещались гости. Здание было украшено предметами из разных стран, которые, по мнению Петра Борисовича Шереметева, являлись символами повседневной жизни голландцев. А на стенах Голландского домика разместилось 120 полотен фламандских художников. В другой части парка симметрично Голландскому домику был сооружён Грот.

Грот в Кускове

Это необычное по архитектуре и красоте трёхчастное барочное сооружение из камня расположено на самом берегу Итальянского пруда. Постройка предназначалась для прохладного отдыха в жаркие дни. Известный факт, что в своё время здесь отобедала сама Екатерина Великая. Грот был возведён в короткие сроки, но его внутренняя отделка продолжалась около двадцати лет. Для декорирования стен использовались раковины со всего мира. Кроме того, для отделки павильона применялись мраморная крошка и смальта.

При входе в Грот можно полюбоваться уникальным панно «У фонтана», сделанным по заказу Шереметевых немецкими мастерами в XVIII веке.

Рядом с Гротом расположен небольшой пруд, менажереи и Итальянский домик, который создавался как дворец для «малых приёмов». Здесь экспонировались редкие художественные произведения.

В Большой каменной галерее занимались выращиванием экзотических для наших краёв растений.

Павильон Эрмитаж

В глубине парка скрыт павильон «Эрмитаж» (в переводе с франц. языка - «хижина отшельника»). Здесь проходили встречи владельца усадьбы «Кусково» с близкими друзьями. На первом этаже были помещения для прислуги, которая накрывала на стол. Гости располагались на втором этаже, куда их поднимал лифтовый механизм. Когда наступало время обедать, стол при помощи специального устройства опускался вниз, а затем устремлялся вверх уже уставленный разными яствами. Такое инженерное решение позволяло посетителям не пересекаться со слугами.

Чем заняться в Кусково

В парке «Кусково» посетителям и сейчас есть чем заняться. Горожане и туристы могут взять напрокат лодочку для прогулки по Большому пруду или покататься по аллеям имения на велосипедах, а зимой - на лыжах. Здесь всегда можно найти тихое место, чтобы посидеть с книгой или послушать птиц. А можно просто прогуливаться и любоваться прекрасными видами.

Ежегодно в тёплое время года в Кусково, в Танцевальном зале Большого дворца проводятся концерты классической и органной музыки, выступают певцы.

Усадьба «Кусково» предоставляет москвичам возможность провести бракосочетание поистине с царским размахом. Горожане, подавшие заявление в Перовский ЗАГС столицы, могут зарегистрировать брак непосредственно в имении - в Белом зале Итальянского домика.

Официальный сайт музея-усадьбы Кусково

http://kuskovo.ru/

Как добраться до парка Кусково

Адрес: Москва, улица Юности, дом 2

Как добраться в Кусково от метро:

От метро «Новогиреево» - трол. №64, авт. №615, 247, остановка «Улица Юности».

От метро «Рязанский проспект» - авт. №133, 208, остановка «Музей Кусково».

От метро «Выхино» - авт. №620, марш. №9М, остановка «Музей Кусково».

Созданный в XVIII ве­ке, архитектурно — пар­ковый ансамбль Кус­ково (находящийся ныне на территории Москвы) вобрал в себя достижения усадебно­го строительства целой эпохи. Не все из них дошли до нашего времени. Но, практически полностью сохрани­лось главное - архитек­турно – пространствен­ное решение и дизайн ландшафта основных строений и парка. Уникальны и интерьеры строений усадьбы - одни из самых тонких и художественно вы­разительных в XVIII столетии.

Первое упомина­ние об усадьбе Кусково как «подмосковной» бо­яр Шереметевых отно­сится к началу XVI ве­ка.

Небольшая вотчи­на с землей, малоудоб­ной для обработки, не представляла хозяйственного интере­са, зато часто служи­ла «охотной забаве». С 1715 года ею владел Б.П.Шереметев - известный военачальник, сподвижник Петра I. При нем был разбит большой сад, построены деревянные оранжереи. Сын фельдмаршала, Петр Борисович Шере­метев, отдавая дань новым формам бы­та - торжественным приемам, пышным ас­самблеям, многолюд­ным праздникам, превратил Кусково в «летний загородный увеселительный дом». Кажется, что усадь­ба создавалась в один при­ем - так целостна она по художественно­му замыслу.

Однако, Кусково строил не один архитектор. До 1754 года работами руководил Юрий Иванович Кологривов, долго живший в Италии, и хорошо знавший итальянскую архитектуру и дизайн ландшафта. После его смерти ведущим архитектором усадь­бы стал 23-летний крепостной Шере­метева Федор Семено­вич Аргунов. С 1765 по 1780 год в Кускове «смотрение имел» из­вестный московский зодчий Карл Ивано­вич Бланк. В деловой переписке владельца усадьбы называлось еще несколько имен архи­текторов - «собствен­ных его сиятельства» и вольных. Но были, конечно, и рядовые исполнители. Сотни крепостных и наем­ных мастеров - каменщиков, плотников, лепщиков, резчиков, декораторов. Их имена, за редким исключением, оста­лись неизвестны. Но, усадьба Кус­ково - памятник и их труду, и таланту.


Усадьбу Кусково строили, пе­рестраивали и совер­шенствовали более 30 лет - с конца 1740-х годов.

План-па­норама Кускова, вы­полненный несколько лет назад по планам и чертежам XVIII ве­ка, дает наглядное пред­ставление о простран­ственной организации ансамбля и дизайне ландшафта. С юго-запада на северо-восток его пронизывает глав­ная планировочная ось, связывающая вместе три части усадь­бы - запрудную, регулярную и пейзаж­ную. Композицион­ным центром является средняя часть - регу­лярный парк (от ла­тинского слова «регула» - правило). Элементы «правильно­сти» внесены и в за­прудную часть: три пересекающие ее просеки ориентированы на главный портик дворца. Кроме Боль­шого пруда, в водную систему ландшафта вхо­дили пруды малые и канал, опоясывающий регулярный парк. Еще один канал, в запрудной части, заканчи­вался пышно декори­рованной белокаменной стенкой с фонтана­ми - «каскадами». Он открывал вид на Вешняковскую цер­ковь XVII века - организующую верти­каль ансамбля.


Лучше всего сохра­нилась регулярная часть усадьбы Кусково с парадным двором, асимметрично расположенные по­стройки которого при­дают живописность композиции.

Боль­шой пруд подчеркивает эмоциональную выра­зительность пейзажа, отражая нем дворец - главное сооружение усадьбы. Из окон его в дни празднеств открывалась картина театра­лизованных представ­лений, главной ареной которых был пруд. Под звуки рогового оркестра и хора песен­ников по водной глади скользили расцвечен­ные ялики и челноки, с острова-крепости па­лили пушки, в волнах отражались огни за­тейливых фейервер­ков. Дворец построен под руководством К.И.Бланка на месте старого «хоромного строения ». Чертежи фасадов, отмеченных четкостью горизон­тальных и вертикаль­ных членений, были заказаны, как полага­ют, парижскому архи­тектору Шарлю де Вайи. Здание целиком воз­ведено из дерева - традиционного материала русских масте­ров. Дворцу композиционно подчинена вся архитектура парка.


Интерьеры дворца Кусково уникальны по сохран­ности архитектурно­го и декоративного убранства.

Вестибюль создает впечатление торжественности. Ши­рокая тяга делит зал на два яруса. В ниж­нем - ниши с мону­ментальными вазами в виде греческих ам­фор, в верхнем - живописные панно на античные темы, ими­тирующие скульптур­ные рельефы. Стены и пилястры расписаны под мрамор, поэтому кажется, будто зал - мраморный.

Вестибюль открыва­ет анфиладу парад­ных комнат, которые были обязательной принадлежностью уса­дебных домов XVIII века. Отдавая дань моде, вельможи стре­мились «удивить чув­ства людей, кои не ви­дывали и не слыхива­ли о превосходней­шем». Каждая из ком­нат имеет свое назна­чение, объем, освещенность, эмоциональный строй. Постепенно, у зрителя складывалось впечатление театра, где одна декора­ция сменяется другой, каждый раз новой и неожиданной.

Большую роль в со­здании образного строя гостиных дворца Кусково играет цвет.

Самая наряд­ная гостиная - «Малиновая» по­лучила такое назва­ние по цвету шелка, которым обиты стены и мебель. На белых панелях стены лепной золоченый декор в ви­де классически урав­новешенных венков. Сочетание белого и малинового придает комнате особую живо­писность. В ней все торжественно: паркет в звездах, хрусталь­ный дождь высоких торшеров, мебель на тонких, изящно вы­гнутых ножках, зерка­ла в резных золоче­ных рамах, парадные портреты. Когда-то, зеркала отражали пышные наряды гос­тей, а застывшие на портретах вельможи и дамы в традиционных позах тоже как бы участвовали в театра­лизованном приеме.

Прин­цип иллюзорного раздвижения простран­ства Танце­вального зала роднит его с вер­сальской зеркальной галереей.

Одна стена всеми окнами выходит в сад, другую занима­ют зеркала - и зал кажется открытым в парк с двух сторон. Рисунок цветного пар­кета, составленный из перетекающих один в другой кругов, словно приглашает к танцу. Однако, главное украшение интерьера - освеще­ние. Две огромные люстры кажутся неве­сомыми в этом «беско­нечном» зале. Декорированные хрусталем жирандоли сменяются стеклянными фонаря­ми с букетами «слези­нок», дрожащих на тонкой проволоке, на­стенные бра - величественными канде­лябрами в виде задра­пированных в антич­ные одежды женских фигур с золочеными ветвями светильников в руках.


Высокие стеклян­ные двери Танцеваль­ного зала приглашают выйти в сад.

Кусковский регуляр­ный парк был одним из самых больших в России. Его называли «французским», так как создатели ориен­тировались на парки Франции, и, прежде всего, на Версаль. В основу планировки дизайна ландшафта положена центричная схема. Однако, строгая симметрия всех эле­ментов только кажу­щаяся: части парка, расположенные по обе стороны партера, раз­нятся по величине и плану. Западная – мень­ше, зато диагональ­ных аллей здесь значительно больше, и это со­здает впечатление глу­бины пространства. К тому же, гуляющим легче было собираться к боковой «аллее игр». Противополож­ная часть парка слу­жила местом отдыха. Тут располагались зе­леный театр, вольер с певчими птицами и менажереи для водоплавающей птицы.

Самая торжествен­ная часть парка Кусково - партер с мраморной скульптурой и цветочным ковром - болен-грином.

Огороженный, словно стенами, ров­ными линиями шпа­лер и фасадами двор­ца и Оранжереи, он производит впечатле­ние большого зала под открытым небом. Одинаковая высота шпалер и четкий ритм бюстов на высоких по­стаментах придают композиции спокой­ную уравновешенность. Но. благодаря расположенным здесь скульпту­рам, создается ощущение движе­ния. Их ясные и вырази­тельные силуэты хо­рошо «читаются» на расстоянии. По­вороты торса, головы или рук выглядят естественно среди колеблющейся под ветром листвы, в бесконечной игре света и тени.


Ландшафтный дизайн делит парковый ансамбль на две части.

Первая из них — голландская. На бере­гу небольшого пруда располагается красный домик под высокой черепич­ной крышей - своеоб­разная декорация уголка старой Голлан­дии. Когда-то, к дому примыкал «голланд­ский сад» с тюльпана­ми, а у входа была на­бережная с лестницей, ведущей к воде. На бе­регах пруда стояли две беседки: Пагоденбург, построенная в «китайском» стиле, и Столбовая, представ­ляющая собой откры­тую колоннаду.


Этому ансамблю в плане парка противо­стоит ансамбль италь­янского пруда, объединявший похожий на маленький дворец Итальянский домик, павильон Грот и мена­жереи. Итальянский домик был построен под руководством Ю.И.Кологривова в стиле раннего классицизма. Пропорции его про­сты и изысканны, по­верхность стен членят пилястры, создающие завершенность пласти­ческого объема.


Архитектуру Грота парка Кусково, проект которого при­надлежит Ф.С.Аргу­нову, отличают живописность и динамика.

Фасады декорированы колоннами, карнизами, фронтонами, в нишах стен установлены бе­локаменные статуи. Круглые линии стило­бата усиливает эффект отражения здания в пруду. Предна­значенный для отды­ха в жаркие дни, Грот имитировал сказочное «Нептуново царство». На стенах его кабине­тов выложен узор из ракушек - фантасти­ческие животные и растения, а решетки на окнах и дверях на­поминают морские во­доросли.

Кусковский Эрмитаж, построенный по про­екту неизвестного художника, сочетает в себе изящество класси­цизма и барочную пышность. Плавной линией опоясывает объемы здания лепной в гирляндах антабле­мент. Павильон ка­жется легким и строй­ным благодаря увеличенным пропорциям второго этажа и сфе­рическому куполу. Эр­митаж предназначал­ся для приема избран­ных гостей и был обо­рудован механизмами, с помощью которых на второй этаж мож­но было поднять стол, накрытый на 16 пер­сон.


Неподалеку от Ита­льянского домика хо­рошо сохранились очертания Воздушно­го театра.

Все здесь было сделано из зем­ляных насыпей, по­крытых дерном, и стриженого кустарни­ка: сцена, кулисы, оркестровая яма, ме­ста для зрителей. Авторами и исполните­лями многих пьес бы­ли крестьяне Шереме­тева. На кусковской сцене выступали известные кре­постные актрисы – Пра­сковья Ивановна Ко­валева Жемчугова и Татьяна Васильевна Шлыкова — Гранатова.


Ландшафт парка, разбитого позади Оранжереи, был устроен в так называемом «анг­лийском» стиле. Были в нем «храм тишины» и «турецкая киоска», « философ­ский домик» и «пе­щера дракона». В 1787 году под руко­водством крепостного архитектора А.Ф.Ми­ронова здесь выстрои­ли «Новый театр» - один из самых совершен­ных по устрой­ству раздвижного ам­фитеатра и по технике машинного оснащения для своего времени.


Кускову нельзя от­казать в художествен­ной ценности собра­ний живописи.

Наибольший интерес представляют произведения крепостных художников Ивана Петровича Аргунова и его сына Николая, творчество которых сыграло определенную роль в становлении русско­го реалистического портрета. Но самая крупная коллекция музея - собрание фарфора, фаянса, стекла от античности и до наших дней. Сейчас она насчитывает 22 тысячи произведе­ний зарубежной и отечественной кера­мики и стекла.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи
«Усадьба «Кусково» О.Барановой, М. 1980 г.

Имение, где сейчас находится усадьба Кусково , было во владении графов Шереметевых больше трехсот лет: с конца шестнадцатого века и до революции 1917 года.

В восемнадцатом веке, при Петре Борисовиче Шереметеве, усадьба по-настоящему расцвела и получила свой нынешний облик. Именно тогда и появились дворец, оранжерея, церковь, колокольня, домики, павильоны, многочисленные скульптуры, был разбит роскошный сад с беседками. Петр Борисович сделал свое имение местом развлечения всего московского дворянства. В иные времена сюда на балы приезжали до 30 тысяч человек, а театр Шереметевых считался лучшим в Москве.

Дворец усадьбы Кусково, полностью деревянный, был построен в стиле русского классицизма. Здесь в летнее время встречали гостей. К главному входу можно было подъехать на карете. Въезд и выезд и по сей день украшают фигуры сфинксов.

Итальянский домик был построен также для приема гостей, но в более тесной, уютной обстановке, нежели во дворце. Этот домик был похож на маленький музей усадьбы, здесь хранились раритетные вещи и произведения искусства, которые коллекционировал граф Шереметев.

Голландский домик на берегу пруда, отделанный внутри керамической плиткой, и ландшафт вокруг очень напоминают тихий уголок Нидерландов, словно ты находишься не в Москве, а на берегу канала где-то недалеко от Амстердама.

Грот , где когда-то обедала императрица Екатерина II во время своего визита в Кусково, удивляет изяществом и обилием декоративных элементов. По задумке архитектора он отражает сочетание двух элементов: воды и камня. Внутреннее убранство грота сделано из перламутровых ракушек, стены декорированы цветным стеклом.

Другая необычная постройка усадьбы – павильон Эрмитаж. Он был местом уединения, если хотелось покинуть шумный бал и спокойно провести время со своей пассией. Попасть в него могли только избранные, приближенные к графу люди.

Павильон Эрмитаж имеет два этажа. На первом располагалась прислуга, на втором отдыхали гости, и попасть туда можно было только при помощи механического лифта. Закуски, напитки подавались специальным подъемным механизмом. Так никто, даже прислуга, не нарушали покой гостей.

В усадьбе Кусково также есть оранжерея, вольер для птиц, церковь, колокольня, швейцарский домик и свой воздушный театр.

После революции в Кусково располагался музей керамики. Сегодня усадьба по-прежнему принимает гостей, но уже в качестве исторического музея. Убранство дворца, домиков и павильонов постарались сохранить максимально приближённым к тому времени, когда усадьба принадлежала Шереметевым.

По выходным в Кусково многолюдно. Здесь проходят концерты, снимают исторические фильмы, фотографируются и просто гуляют. Усадьба открыта круглый год.


Усадьба Кусково расположена в восточной части Москвы. Это старинное имение любят москвичи и гости столицы. Регулярный парк Усадьбы Кусково - один из самых древних парков Москвы. В XVIII веке он был одним из самых больших в России. Его площадь составляет более тридцати гектаров.

Усадьба Кусково – из истории

Первые упоминания об имении относятся к 16 веку. Около четырехсот лет, вплоть до 1917 года, имение принадлежало роду Шереметевых. В начале 17 века здесь были деревянная церковь, боярский двор. Расцвет имения пришелся на 18 век, когда ей владел Петр Борисович Шереметев, сын знаменитого фельдмаршала Б.П.Шереметева, героя Полтавской битвы. Начиная с середины 18 века, создается прекрасный ансамбль с дворцом, большим парком и прудами. Здесь проходили пышные приемы гостей, на которых иногда собиралось до 30 тысяч человек. Для веселья были построены павильоны и беседки, оранжерея и кунсткамера, зверинец и охотничий домик. Последним владельцем ансамбля до 1917 года был Сергей Дмитриевич Шереметьев. После революции имение было национализировано. В 1919 году она стала Государственным музеем. С 1938 года музей был объединен с единственным в России музеем керамики.

Усадьба Кусково – архитектура

Имение состояло из трёх частей: запрудной со Зверинцем, французского регулярного парка с основным архитектурным ансамблем и английского парка «Гай». Лучше всего сохранился архитектурно-парковый комплекс центральной парадной части. Главным сооружением в имении Петра Борисовича Шереметева был Дворец или, как тогда его называли, Большой дом, построенный в 1769-1775 гг. под руководством московского архитектора Карла Бланка. Дворец был построен в стиле раннего русского классицизма из дерева, традиционного для России материала. Сверху дерево было оштукатурено и окрашено в нежно-розовый цвет. Фасад украшен тремя колонными портиками. Центральный был с вензелем Шереметевых «PS» под графской короной. Боковые портики были украшены резными военными атрибутами. Дворец был двухэтажный. В цокольном этаже находились винные погреба и хозяйственные помещения. А парадный этаж служил для приема гостей. По краям парапетов сооружены фигуры сфинксов с женскими головами и львиными туловищами. Парадный фасад строго вытянут по горизонтали вдоль Большого пруда. Вход во дворец украшен шестиколонным портиком, к которому ведет парадная лестница.

Малые приемы устраивались в Итальянском домике, построенном в 1754-1755 гг. под руководством Ю. И. Кологривова. Когда гости въезжали на территорию имения через подъемный мост, они сразу видели Голландский домик, являющийся центром малого ансамбля на берегу залива-пруда. Домик был построен раньше других сооружений в честь эпохи Петра Первого, который любил Голландию. Пруд, заменивший голландский канал, маленький сад с тюльпанами и нарядный домик погружали гостей в райский мир.

Под руководством архитектора Ф. Аргунова в 1755-1761 гг. было построено одно из самых интересных сооружений – павильон Грот. Строение должно было олицетворять стихию камня и воды. Построено оно в стиле барокко. Стены Грота оформлены цветным стеклом и известковым туфом. Также по проекту Ф. Аргунова была построена и Оранжерея. Павильон Эрмитаж – уединенный уголок (жилище для отшельника) служил для уединения гостей во время балов. Выполнен в формах раннего классицизма под руководством К.И. Бланка. На второй этаж можно было попасть только на лифте. В Эрмитаже можно было побеседовать без свидетелей. С помощью специальных механизмов обеденный стол, поднимался в зал, где собирались гости. Симметрично Эрмитажу в восточной части парка находится Вольер - большая круглая деревянная клетка для диковинных птиц. Оранжерея представляет собой один павильон, в центре которого был зал для концертов и танцев, который соединялся застекленными галереями с меньшими павильонами. Также были сооружены швейцарский домик, Церковь Спаса Всемилостивого и другие постройки. На пруду существовала небольшая флотилия гребных судов. Французский парк украшают многочисленные скульптуры, обелиск и колонна со статуей богини Минервы.

Парки Усадьбы Кусково

Французский регулярный парк украшен скульптурами и включает в себя основной архитектурный ансамбль с павильонами Грот и Оранжерея, Итальянский и Голландский домики и Эрмитаж. Французский парк - это единственный пример садового искусства, который уцелел в Москве с 18 века. Мы видим цветники партера и зал торжеств под открытым небом, точные линии зеленой архитектуры и каменную оранжерею. В восточной и западной частях парка находятся небольшие пруды. А рядом на берегах находятся два небольших ансамбля - Итальянский и Голландский. Главными сооружениями английского парка Гай был Дом Уединения, служивший жильем графской семье. В Запрудном парке располагался зверинец.

Убранство в постройках Усадьбы Кусково

Во Дворце сохранились подлинные элементы интерьеров: уникальный паркет и мраморные камины, живопись и лепнина, огромные зеркала и другие украшения. Мебель украшена золоченой резьбой. Стены - шелковой обивкой. Над созданием интерьеров работали русские вольные и крепостные мастера, а также иностранные художники и скульпторы. Декоративное убранство интерьеров состоит из первоклассных произведений русского и западноевропейского изобразительного искусства. Это - уникальная коллекция живописи XVIII века, дарственные портреты русских императоров и хозяев имения.
В Голландском домике собраны изделия из фарфора: посуда, вазы и другие предметы, а также множество различных картин. В комнатах первого этажа находились редкие картины из бисера и цветного мрамора, античные скульптуры и другие ценности. Грот состоит из центрального зала, северного и южного кабинетов. Центральный зал расписан под розовый и зеленый мрамор. Для кабинетов выбраны соответственно теплый и холодный тона. На стенах изображены морские пейзажи, которые украшены ракушками. Можно видеть изделия из фарфора в виде рыб, моллюсков и других морских обитателей.

Усадьба Кусково – музеи

В Усадьбе Кусково расположены два музея: единственный в России музей керамики и Музей Усадьба Кусково 18 века. В музее керамики представлены коллекции керамики, фаянса и стекла от античности до наших дней.

Посетить музей можно с мая по сентябрь. Особенно она красива летом, поскольку осенью скульптуры парка закрывают деревянными ящиками. Архитектурно-художественный ансамбль Усадьба Кусково является одним из самых интересных и посещаемых музеев Москвы.